Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

О специально оборудованных учебных кабинетах; об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о библиотеке(-ах), приспособленной(-ых) для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта, средства обучения и воспитания могут быть использованы не всеми категориями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в случае необходимости возможно использование с помощью педагогов школы).

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание школы возможно при помощи сотрудников ОО.

Конструктивные особенности зданий школы не предусматривают наличие подъёмников, пандусов, других приспособлений, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо. С целью своевременного оповещения о необходимости оказания помощи лицам с ОВЗ вход в лицей оборудован специальными оповестительными устройствами. На входных дверях лицея размещены тактильные вывески с шрифтом Брайля и кнопками вызова персонала.

Сопровождающее лицо: Горина Наталья Борисовна, заместитель директора по АХР (кабинет № 108, тел. +7 (812) 417-21-65)

Лицей адаптирован для инвалидов по зрению. С помощью контрастной маркировки выделены определённые зоны, на которые важно обратить внимание слабовидящих людей. С помощью контрастной маркировки инвалидам по зрению проще ориентироваться в здании или на улице. Помимо этого, размещение контрастных элементов позволяет избежать травмирования в опасных для слабовидящих зонах. Помещения лицея оборудованы контрастными кругами на дверях для слабовидящих; контрастной маркировкой крайних ступеней лестниц, окончания перил; контрастным обозначением границ опасных зон на полу; тактильными табличками с информацией, нанесённой шрифтом Брайля.

О специальных условиях питания

При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

  • предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
  • предусмотрены помещения для приёма пищи;
  • разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).

В ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга специализированное питание для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.

Питание инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организовано при содействии сотрудников школы.

Дополнительная информация о питании в ГБОУ лицей № 344 размещена в специальном разделе сайта: https://licey344spb.ru/roditelyam/pitanie-v-licee/.

О специальных условиях охраны здоровья

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.

Основные направления охраны здоровья:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания учащихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Оказание первичной медико-санитарной помощи

В лицее созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, возможен при помощи учителя информатики.

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.

Нарушение зрения

  • www.sona-mar.narod.ru – сайт «Слепой ребенок». Ресурс содержит информацию об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
  • https://rgbs.ru/ – сайт «Российская государственная библиотека для слепых» (сокращённо – РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
  • http://www.defectolog.ru – сайт «Дефектолог». Ресурс содержит рекомендации по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития; информацию о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др.; советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; сборник развивающих игр.
  • http://www.lekoteka.ru/ – сайт «Российская Лекотека». Сайт – система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Этот сайт полезен тифлопедагогам и родителям.

Нарушение слуха

  • https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ – информационный сайт, который могут использовать и родители, и учитель. Ресурс содержит материалы об особенностях детей с НС, методах и приёмах их обучения. На сайте можно проконсультироваться со специалистом, посмотреть, как живут люди с НС.
  • http://www.deafworld.ru  – сайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен сурдопедагогам и родителям.
  • https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/  – сайт содержит методические материалы для работы с детьми с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
  • http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409  – информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Сайт содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.

Задержка психического развития (ЗПР)

  • http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html – сайт учителя-логопеда, содержащий методические рекомендации по организации работы с детьми с задержкой психического развития, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
  • https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/  – сайт, который будет очень кстати, когда ребёнок пойдет в детский сад и в первый класс, так как этот ресурс содержит ответы на самые главные вопросы родителей: «Как будут работать с моим ребёнком?», «Как будут оценивать его деятельность?», «Будет ли ребёнок сдавать экзамен?» и т. д.
  • http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 – сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины и на котором можно найти примеры коррекционных занятий и проконсультироваться со специалистом.
  • https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ – сайт центра развития и абилитации ребёнка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, а также материал для консультирования родителей.

Нарушение интеллектуального развития

  • http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php – сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В. М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании с медицинской точки зрения (материал для диагностики и коррекции заболевания).
  • http://laska-alania.ru/parents.php – сайт детского дома-интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, советы по развитию и воспитанию ребёнка.
  • http://rostok-cher.ru/obuchalochka – сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

Тяжелые нарушения речи

  • https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ – сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
  • http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 – сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
  • https://www.logoped.ru/nar02.htm – логопедический сайт, содержащий материал по развитию речи, коррекции поведения.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

  • http://aplazia.invamama.ru/ – сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
  • http://rostok-cher.ru/obuchalochka – сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
  • http://www.elfikacka3ka.ru/ – сайт сказкотерапии, который полезен и учителям, и родителям.

Расстройство поведения и общения

  • http://deti-kak-deti.org/index.html – сайт об особых детях, их жизни, воспитании и обучении.
  • http://etoneotvet.ru/ – сайт социальной поддержки особых детей.
  • https://www.logoped.ru/nar02.htm – логопедический сайт, на котором можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.

  • https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ – «Яндекс. Учебник». Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания или использовать готовые. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский язык и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
  • https://uchi.ru/teachers/stats/main – отечественная онлайн-платформа для обучения, которая содержит большее количество материала, чем «Яндекс. Учебник». При этом разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и учебных затруднений ребёнка, что позволяет учителю сократить время на анализ деятельности учащихся (все результаты фиксируются на диаграмме). Для каждого предмета выделены свои задания и разделы, которые совпадают с рабочей программой, что является существенным подспорьем для учителей и родителей.
  • https://iqsha.ru/ – онлайн-платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Английский язык». Сайт удобен тем, что ребёнку задание читает диктор, поэтому ученик может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует школьника, что положительно скажется на его учебной мотивации.
  • https://chudo-udo.info/ – детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа – настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сайте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
  • http://poskladam.ru/ – онлайн-платформа обучения слоговому чтению. Принцип сайта: «Учить играя». Сайт содержит разделы «Чтение на русскому языке», «Чтение на английском языке», «Обучение логике». Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала открываются более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. Перед каждым заданием даются рекомендации по организации работы.
  • https://www.igraemsa.ru/ – онлайн-платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
  • https://www.yaklass.ru/p – образовательная платформа «ЯКласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Алгоритм работы на сайте: знакомство с теоретическим материалом, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную почту придёт отчёт об ошибках и успехах учащихся.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лицей не предоставляет общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.