ОДНКР

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры (ОДНКР)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с модулем «Обществознание» предполагается в  пятом классе. Необходимость интегрированного курса обусловлена тем, что по учебному плану ГБОУ лицея №344 на 2018-2019 учебный год предмет  «Обществознание» изучается в 5 классе как модуль учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». При интеграции порядок тем и количество часов  по «Основам духовно-нравственной культуры народов России не изменяется, темы Обществознания  включены в учебную программу с максимальным учетом взаимосвязи изучаемого материала. Модуль «Обществознание» составлен на основе обязательного минимума содержания образования по курсу обществознания для 5 класса. Содержит разделы:

  1. «Человек». Темы: «Загадка человека», «Отрочество – особая пора жизни».
  2. «Семья и семейные отношения». Темы: «Семья и семейные отношения», «Семейное хозяйство», «Свободное время», практикум.
  3. «Школа». Темы: «Образование в жизни человека», «Образование и самообразование», «Одноклассники, сверстники, друзья», практикум.
  4. «Труд». Темы: «Труд – основа жизни», «Труд и творчество», практикум.
  5. «Родина». Темы: «Наша Родина – Россия», «Государственные символы России», «Гражданин России», «Мы многонациональный народ», практикум.

Продолжается  реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

 В процессе  изучения  данного  курса  у  учащихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности (добро, справедливость, милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер: традиционной культуры  каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой социальной сферы (традиций,  обычаев,  веры)  они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается  реализация  авторской  идеи,  что основной формой организации обучения является совместная, коллективная  деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.

Модульное включение тем предмета «Обществознание» На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов  России» с модулем «Обществознание»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному миру, общественным  событиям, они открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные. Школьники этого возраста уже располагают  сведениями  об истории нашего  государства,  ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического  мышления, на достаточном уровне представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его  объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

–  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

–  последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого  и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).