ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе.
Каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект и получить допуск к сдаче ОГЭ.
Победители и призёры в конкурсах проектных и исследовательских работ школьников получают дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в различные вузы страны.
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект?
Проект всегда направлен на решение какой-нибудь значимой проблемы. Полученный практический результат называется «продуктом» и является обязательной составной частью проекта. Человек, осуществляющий проектную работу, не просто ищет и делает что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический, значимый результат.
Исследование основывается на любознательности, и его результатом являются новые знания. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины».
В упрощённой форме отличие проектной и исследовательской деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет.
Проектно-исследовательская работа – работа, сочетающая в себе элементы и проекта, и исследования. Это либо проект внутри исследования, либо исследовательская часть внутри проекта.
Индивидуальный проект – проектная, исследовательская или проектно-исследовательская учебная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении определённого периода.
№ | Этап / срок | Содержание работы | Результат этапа |
1 |
Подготовительный (сентябрь) |
Определение примерных тем проектов и исследований, презентация их обучающимся. Закрепление проектов за участниками и руководителями. | Список тем исследовательских работ и проектов с указанием участников и руководителей проектов. |
2 | Погружение в проблему
( 1-2 недели октября) |
Поиск и анализ проблемы. Актуальность исследования.
Формулирование темы. Постановка цели и задач, объекта и предмета исследований, выдвижение гипотезы. Выбор «продукта». Ведение портфолио проекта или исследования. |
Проектное задание.
Портфолио проекта или исследования. |
3 | Планирование деятельности
(3-4 недели октября) |
Анализ проблемы.
Планирование деятельности по решению задач проекта. Анализ ресурсов. Выбор способов и методов проектной деятельности. Составление плана работ. Распределение обязанностей внутри проектной группы. Назначение сроков промежуточного и итогового контроля. Определение метапредметных планируемых результатов. |
План-график работы над проектом. |
4 | Проектирование
(ноябрь, декабрь, январь) |
Определение источников информации. Сбор и обработка информации.
Выполнение заданий согласно плану-графику работы. Подготовка конечного «продукта». Оформление «продукта проекта». Уточнение информации. Оформление документации в соответствии с требованиями. |
Пояснительная записка проекта или исследования.
Продукт проекта. |
5 | Презентация результатов
(3-4 недели января, февраль, апрель) |
Подготовка докладов участников.
Подготовка презентаций участников. Предварительная защита. Корректировка (при необходимости). Отбор работ на Фестиваль проектов. Презентация лучших работ на школьной апрельской конференции. Рефлексия. Участие в конкурсах проектных и исследовательских работ учащихся. |
Доклад. Презентация. |
По результатам проектно-исследовательской работы представляется отчёт в виде пояснительной записки и публичной защиты перед комиссией.
Найти больше информации и задать интересующие вопросы можно в группе в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club189570829.