Содержанием проектной работы является поиск практического решения какой-либо проблемы, значимой для ученика или группы лиц. Проектная деятельность многогранна и разнообразна, и вы можете переложить на неё любую сферу своих интересов, будь то наука или общество, музыка или спорт, лингвистика или финансы, компьютерные игры или кулинария. Результатом выполнения проекта является «продукт».
Суть исследовательской работы учащегося состоит в получении и применении учеником новых знаний путём поиска и анализа информации, проведения интересного научного исследования, включающего собственный экспериментальный, архивный или аналитический материал.
Исследование – это возможность для любого школьника узнать что-то новое в процессе исследовательской деятельности. Не написать реферат, обратившись к информации из открытого доступа. И не просто открыть для себя то, что давно известно специалистам в этой области. А использовать научный и творческий подход к получению новых знаний.
Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук.
Результаты проектных и исследовательских работ оформляются в виде пояснительной записки. При её написании необходимо придерживаться научного стиля изложения. Местоимение «я» в научных работах не употребляется. При изложении собственных взглядов автора следует использовать такие выражения, как «по мнению автора», «по нашему мнению», «автор считает» и т. д. При заимствовании любых теоретических положений, данных, используемых для анализа, необходимо привести ссылку на рассматриваемый источник. Глаголы употребляются в третьем лице (берётся, взвешивается, проводится), используются безличные конструкции (нужно отметить, можно обозначить).
Объем работы для 9-11 классов – не менее 10-15 страниц без приложений.
Требования к оформлению работы:
Таблица 1
Название таблицы
Например:
Рис. 1. Изменение температуры летних месяцев с 2000 по 2005 гг.
Структура пояснительной записки
Пояснительная записка должна быть сшита (никаких скрепок, стопок листов, никак не соединённых в 1 файле и пр.).
Титульный лист. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения. В среднем поле помещается название работы с указанием её вида (проектная / исследовательская / проектно-исследовательская), без точки в конце предложения. Название при необходимости может содержать подзаголовок для конкретизации темы. Ниже с правой стороны листа помещаются сведения об авторе с указанием фамилии, имени, класса, пишется «Руководитель» и указываются его фамилия и инициалы, должность. Если руководителей несколько, указываются все. Если есть консультанты, их фамилии помещаются здесь же с указанием «Консультант». В нижнем поле по центру листа отмечается место выполнения работы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, на следующей строке – год выполнения – 2020 – без точки и кавычек (см. Приложение 1).
Содержание (оглавление) включает название глав и параграфов, которые точно повторяют заголовки в тексте. «Содержание» помещается на отдельном листе (см. примеры выполнения проектно-исследовательских работ). Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Пример содержания см. в Приложении 2.
Введение. В этом разделе:
для проекта: обосновывается актуальность темы, формулируются противоречия, проблема, цель и задачи, методы исследования (если в проекте есть исследовательская часть).
для исследования: обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи проекта или исследования, гипотеза, объект и предмет исследования (не обязательно), методы исследования.
Объем введения – 1-1,5 страницы.
Основная часть состоит из двух частей, каждая из которых имеет свое название. В каждой части может быть несколько параграфов, которые имеют свои заголовки и нумерацию.
Первая часть (Глава 1) теоретическая, содержит анализ информации из разных источников и теоретическое обоснование по существу рассматриваемых вопросов.
В этой части необходимо изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые, по мнению автора, позволят решить поставленные задачи. Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого материала. На основе сравнения и сопоставления различных точек зрения необходимо обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. Если требуется, можно провести анализ существующих теоретических положений, обосновать и аргументированно выбрать наиболее подходящие концепции и теории, привести результаты собственных наблюдений, опросов и пр., актуализирующих тему работы.
Вторая часть (Глава 2) содержит описание практических результатов, полученных в ходе экспериментов, опросов, наблюдений и пр., собственных разработок ученика:
для проекта: отчёты по этапам, описание полученного «продукта», если возможно, описание процесса его изготовления, области применения.
для исследования: описание проведённого исследования (ход работы, лабораторное оборудование, методы исследования), его результаты.
Обязательным условием является наличие ссылок на цитируемые источники.
Заключение – это итог работы, суть которой должна быть понятна без чтения основной части. Заключение содержит формулировку кратких выводов по задачам, обращает внимание на достижение цели и выполнение поставленных задач, подтверждение выдвинутых гипотез. Выводы по работе – корректно сформулированные положения, которые являются измеримыми результатами. При необходимости указываются возможные перспективы дальнейшего исследования.
Объем заключения – 1-1,5 страницы.
Список используемых источников располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Правила оформления библиографии содержатся в Приложении 3. Библиографический список помещается на отдельном листе.
Приложения, если они есть, завершают работу. В приложении выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, графики, таблицы, видео, рисунки и т. п. Каждое приложение помещается на отдельном листе. При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте, например: Оформление приложений см. в Приложении 1. Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте.