Я вижу!

7-8 класс. 2 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • модель строения глаза;
  • раздаточные дидактические материалы;
  • коробка, листы белой и черной бумаги, армированный скотч;
  • лабораторное оборудование.
.глаз-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс 1 «Строение глаза»

Просмотр отрывка из фильма «Человек-невидимка».

Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос: может ли видеть человек-невидимка? Для этого подумайте почему мы видим? Как устроен наш глаз.

(Нет, не может, т. к. если ты не видим, то на тебя не попадают лучи света, следовательно ты сам не можешь видеть).

 

Рассмотрите модель глаза.

модель глаза

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

Фронтальный диалог.

— Ребята, посмотрите, как сложно устроен наш глаз?

— Как вы думаете, можно рассматривать глаз, как оптический прибор?

— А какие болезни вы знаете связанные с глазами?

 Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе. Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

Ученикам, разбившись на группы, предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1. «Человеческий глаз, как оптическая система»

Просмотр видео:

Задание 1. Перед вами находится модель и рисунок человеческого глаза. Подпишите составные части глаза и дайте им краткое определение.

глаз-тест

Кейс 2. «Проблемы, связанные с глазами»

Фронтальный диалог.

— Ребята, а какие болезни вы знаете связанные с глазами? (близорукость, дальнозоркость, дальтонизм)

Задание 2. Дайте краткое определение каждому понятию.

В честь кого названа болезнь – дальтонизм? Чем еще знаменит Джон Дальтон.

Кейс 3. «Свет – что это такое?»

Просмотр видео

Фронтальный диалог.

— Ребята, ответьте на вопрос, что такое свет?

— Что такое дуализм?

-Мы видим свет всегда одинаково?

 

Чтобы ответить на эти вопросы, выполним экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование

Техника «пяти углов».

Ребята разбиваются на 5/6 группы, каждая из которых занимает свой стол.

Стол №1. Сборка модели зеркального перископа.

Цель работы: познакомиться с устройством зеркального перископа.

Оборудование: два зеркала, лампа, соединительные провода, источник постоянного напряжения, ключ.

Ход работы:

Лампочку устанавливают на столе, а зеркала берут в руки и наблюдают изображение лампочки из-за края стола.

стол1

Стол №2. Сборка модели микроскопа.

Цель работы: собрать модель микроскопа.

Оборудование: две собирающие линзы, экран, лампочка, источник постоянного напряжения, соединительные провода, ключ, пластина с буквой «F».

Ход работы: собрать модель микроскопа.

стол2

В качестве объектива используют короткофокусную собирающую линзу, в качестве окуляра – длиннофокусную.  Предметом, увеличенное изображение которого надо получить, может служить буква «F» на пластине. Резкость наводят малым перемещение окуляра.

Стол №3. Сборка модели телескопа (трубы Кеплера и трубы Галилея).

Цель работы: собрать модель трубы Кеплера и трубы Галилея.

Оборудование: две собирающие линзы, рассеивающая линза. Экран.

Ход работы:

Собирают модель трубы Кеплера. В качестве объектива используют длиннофокусную собирающую линзу, в качестве окуляра – короткофокусную.

Сквозь получившуюся систему рассматривают удаленный предмет. Резкость наводят малым перемещение окуляра.

Если чуть отодвинуть окуляр от объектива, можно на экране получить уменьшенное изображение удаленного предмета, если это достаточно яркий предмет.

стол3

Внимание! На такие яркие предметы смотреть глазом в окуляр телескопа ни в коем случае нельзя!

Собирают модель трубы Галилея. Как объектив используют длиннофокусную собирающую линзу, а как окуляр – рассеивающую.

стол3-1

Стол №4. Наблюдение интерференции света.

Цель работы: наблюдение интерференции в тонкой пленке.

Оборудование: проволочное кольцо, кювета с мыльным раствором.

Ход работы:

В кювету с мыльным раствором погружают проволочное кольцо и осторожно вынимают. Плоскость кольца должна быть вертикальной, чтобы толщина пленки увеличивалась под действием собственной тяжести. Наблюдают радужную окраску пленки в виде горизонтальных полос.

стол4

Стол №5. Наблюдение дифракции света.

Цель работы: наблюдение дифракции.

Оборудование: щели разной ширины, сетка, дифракционная решетка, лазерная указка, экран.

Ход работы:

Экран устанавливают на одном краю стола, лазерную указку держат на другом. Получают изображение светового пятна от указки а экране. На пути лазерного луча помещают сначала одну щель, затем другую, и наблюдают, как меняется расстояние между максимумами дифракционной картины в зависимости от ширины щели.

Далее на пути лазерного луча ставят сетку и наблюдают двумерную дифракционную картину.

И, наконец, наблюдают дифракционные картины, помещая на пути луча одномерные дифракционные решетки с разным периодом, начиная с 50 штрих/мм и до 600.

стол5

Фронтальный диалог.

— Ребята, какие приборы помогают «видеть свет»?

-Какие профессии вы можете назвать связанные с этими приборами?

Проектно-технологическая часть

Просмотр видео:

Задание. Сделать камеру Обскура своими руками.

камера обскура

Потребуются следующие материалы:

— картонная коробка;

— ножницы;

— клей;

— полупрозрачная бумага (калька, пергамент);

— канцелярская кнопка.

В середине одной из меньших стенок коробки кнопкой прокалываем отверстие. В противоположной стенке вырезаем прямоугольное «окно».

Заклеиваем это «окно» куском полупрозрачной бумаги. Камера готова. Необходимо сказать, что с помощью такого устройства можно наблюдать только ярко освещённые предметы.

камера обскура2

Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации модели камеры Обскура.