— Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что вы на ней видите? (звуковую дорожку)
— Значит звук можно увидеть! А вы можете угадать, что это за звук? (бой курантов)
— Ребята, что такое звук. (колебание материи)
— Скажите, почему мы не слышим Солнце? (в космосе очень мало материи, следовательно нечему колебаться)
— А какие звуки может слышать человек? (человек номинально слышит звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц)
Интегрированный поиск информации
Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе. Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.
Ученикам, разбившись на группы, предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией
Кейс 1. «Как слышит человек»
Просмотр видео
Задание 1. Ребята, посмотрите на картинку и подпишите составные части человеческого уха.
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, слух у человека может испортиться?
— Что помогает нам решить проблему слуха? (слуховые аппараты)
Просмотр видео
Кейс 2. «Музыка космоса»
Фронтальный диалог.
— Ребята, мы можем «услышать» космос?
— Какие самые большие космические объекты вы знаете? (звезда, галактика, квазар)
-Что такое квазар? (класс астрономических объектов, являющихся одними из самых ярких (в абсолютном исчислении) в видимой Вселенной)
Просмотр видео
Нарисуйте ребусы ответами на которые будут понятие: квазар, галактика, звезда.
— Ребята, сделайте вывод: что мы можем назвать «музыкой космоса»?
Кейс 3. «Звук, который мы не слышим»
Задание. Ребята, найдите какой звук может услышать человек. (Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 100—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.)
Что такое ультразвук? (звуковые волны, имеющие частоту выше воспринимаемых человеческим ухом, обычно, под ультразвуком понимают частоты выше 20 000 герц.)
Кто использует ультразвук? (дельфины, киты)
Просмотр видео
Экспериментальное исследование
Телефон из пластиковых стаканчиков.
Потребуется:
— Упругая среда. В качестве нее у нас будет выступать веревка, 20-30 метров. Больше брать не стоит, слишком большое будет затухание звуковой волны. При этом веревка должна быть не растягивающаяся.
— Пластиковые или бумажные стаканчики – 2 штуки. Желательно взять стаканчики побольше, тогда можно будет надеяться на вполне качественную передачу звука.
— Спички, скрепки, зубочистки ну или что-то в этом роде для фиксации веревки. Можно обойтись и без этого пункта.
Вывод. Объясните, как это работает? (В этой конструкции стаканчик выполняет роль и микрофона, и телефонной трубки. Когда один абонент говорит в «трубку», звуковая волна вызывает упругие колебания воздуха, которые передаются стенкам и дну стакана. Эти колебания, в свою очередь, передаются веревке. Попадая на другую сторону веревки, звуковая волна заставляет колебаться дно и стенки другого стакана. Эти колебания передаются воздушной среде и воспринимаются ухом второго абонента)
Заполнить таблицу.
Материал веревки
Длина веревки
Уровень шума
Проектно-технологическая часть
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, а может ли звук защитить человека?
— Ребята, как вы думаете, можно ли жидкость сделать твердой? (да, под действием звуковой волны)
-Ребята, скажите, где можно использовать это свойство, в каких профессиях будущего? (в автомобиле, шумоизоляции и т. д.)
Задание.Получить неньютоновскую жидкость.
Потребуется: крахмал, вода.
Последовательность приготовления такая: в емкость насыпьте крахмал. Долейте воду, постепенно смешивая ингредиенты. Пусть дети перемешивают вручную, изучая свойства субстанции.