корпус гелиевой ручки, стержень, поршень, пружина;
конструктор LEGO.
.
Проблемно-ориентированная жизненная ситуация
Проблемный кейс 1 «Можно ли человека считать механизмом»
Просмотр отрывка из фильма «Я – робот».
Нас окружает огромное количество механизмов. В современном мире они повсюду. Но можно ли считать человека механизмом?
Человечество, создавая что-то новое, часто просто копировало то, что уже было создано природой. Тело человека является одним из самых сложных устройств, созданных природой.
Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите какие органы вы на ней видите.
Интегрированный поиск информации
Инструкция для учителя.
Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.
Фронтальный диалог.
— Ребята, какие органы вы видите на картинке? (сердце, легкие, печень, желудок, кишечник)
-А какие механизмы вам приходят на ум, когда вы рассматриваете внутренние органы человека? (насос, компрессор, фильтры и т. д.)
Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе. Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.
Ученикам, разбившись на группы, предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией
Кейс 1. «Внутренние органы человека, как механизмы»
Задание 1. Перед вами лежит конверт №1. В нем картинки. На одних картинках изображены внутренние органы человека, а на других различные механизмы. Пожалуйста, разбейте эти картинки попарно и заполните таблицу.
Карточки.
Пара
Для чего служит (краткое определение)
Чем схожи
Почки
Мембранный фильтр
Орган, очищающий кровь, выполняющий посредством функции мочеобразования регуляцию химического гомеостаза организма.
Основной очищающий компонент всего фильтра, представляющий собой картридж, разделяющий воду на два потока: поток очищенной воды и поток воды, смывающий задержанные примеси в дренаж.
Очищают.
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, какие пары вы составили и почему? (Сердце и насос, диафрагма и компрессор, мозг и вычислительный центр, печень и фильтр).
-Какие еще пары вы можете предложить?
Кейс 2. «Скелет человека»
Просмотр видео «Скелет человека»
Просмотр видео «Шарнир»
Задание 2. На рисунке надпишите названия частей скелета и придумайте какими механизмами можно их заменить.
Найдите какие костив в скелете человека используются как рычаг.
Кейс 3. «Строение стопы»
Просмотр видео
Фронтальный диалог.
— Ребята, сформулируйте, что еще кроме стопы в теле человека может служить как амортизатор. (жировая ткань)
— Какие механические амортизаторы вы можете назвать?
-А вы можете собрать амортизатор своими руками?
Чтобы ответить на эти вопросы, выполним экспериментальное исследование.
Экспериментальное исследование
Собрать амортизатор своими руками. (потребуется: корпус гелиевой ручки, стержень, поршень, пружина).
Видео пример сборки амортизатора.
Проектно-технологическая часть
Задание. Первая команда собирает модель человека с подвижными конечностями. Вторая команда собирает модель крана.
Вывод: принципы работы подвижных частей модели человека и крана схожи.
Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации моделей.
Фронтальный диалог.
— Ребята, как вы думаете, будут ли в будущем органы человека заменяться механизмами?
— Как могут называться специалисты, которые будут менять органы человека на механизмы?