7-8 класс. 1 год обучения
Что понадобится для занятия?
.
Просмотр видео:
Ребята, как вы думаете, сколько сейчас спутников на орбите Земли? (более 2000) Какие задачи выполняют спутники? Что произойдёт, если мы, потеряем все спутники? Давайте разберемся какие бывают спутники. Астрономические спутники — спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов. — Биоспутники (спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами в условиях космоса). — Спутники дистанционного зондирования Земли — Метеорологические спутники (спутники, предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли). — Малые спутники (спутники малого веса (менее 1 или 0,5 тонн) и размера[2][3]. Включают в себя миниспутники (более 100 кг), микроспутники (более 10 кг) и наноспутники (легче 10 кг), в том числе кубсаты и покеткубы). — Военный спутник. — Спутники связи. — Навигационные спутники. — Космические корабли (пилотируемые космические аппараты). — Космические станции (долговременные космические корабли). — Голоспутники (новейшие спутники, предназначенные для исследования других плане).
Инструкция для учителя. Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения. Фронтальный диалог. — Ребята, как вы думаете, каких спутников больше всего на орбите? (навигационные, спутники связи, метеорологические спутники) -А чем отличаются спутники? При определении компоновки аппарата необходимо выбрать (каждая команда должна дать полную характеристику): полезную нагрузку — то оборудование, которое будет выполнять главную функцию аппарата тип орбиты — на какую именно орбиту аппарат лучше выводить систему терморегулирования — учитывайте, что в космическом пространстве одновременно холодно и жарко, нужно как-то решать эту проблему систему питания — необходимо как-то обеспечить бесперебойную работу устройств систему ориентации — необходимо каким-то образом управлять положением аппарата в пространстве
Ролевая игра «Космическое проектное бюро» Краткое описание Цель данной активности — в игровой форме познакомить участников с устройством космического аппарата в общих чертах. Минимальная информация раскидана по карточкам игроков. Их задача в процессе диалога обменяться этой информацией и прийти к общему видению. Задача участвующих заключается в том, что взаимодействие строится на переговорах между игроками, имеющих где-то противоречащие, а где-то пересекающиеся интересы. Самым положительным итогом считается, если у всех получилось прийти к соглашению. Играть в игру можно командами от 7 (один руководитель и по две роли на каждый из трех выбранных типов специалистов) до 13 человек (до трех руководителей и по две роли на каждый тип специалиста). Каждому игроку на старте выдается своя роль руководителя или специалиста с необходимой минимальной информацией. Роли можно распределять как в случайном порядке, так и определенным образом. Задачи специалистов — отстоять свою точку зрения. Задачи руководителей — привести участников к единому мнению. Карточки с описанием ролей игроки держат в тайне и не показывают другим участникам команды. Все важные решения заносятся в бланк. По завершению отведенного времени подводятся итоги (см. памятку ведущему ниже). Если инженеру или руководителю не хватает знаний в ходе дискуссии — он может запрашивать помощи у ведущего, либо быстро наводить справки в интернете или в любых других источниках информации, ограничения на использование ресурсов нет, но помните об ограничении по времени. Нельзя шантажировать, подкупать и угрожать. Нельзя обмениваться ролями после их получения. Не давайте никому читать свою роль пока не закончится игра. Играйте честно. Помните, это игра, и не нужно ссориться друг с другом! Специализация Инженер полезной нагрузки №1 Инженер полезной нагрузки №2 Инженер систем терморегулирования №1 Инженер систем терморегулирования №2 Инженер системы ориентации №1 Инженер системы ориентации №2 Инженер системы питания №1 Инженер системы питания №2 Инженер по баллистике №1 Инженер по баллистике №2 Бланк компоновки космического аппарата ◯ — один вариант из всех, ⬜ — один или несколько вариантов из всех Решение по полезной нагрузке: ⬜ Дистанционное зондирование ⬜ Обеспечение связи ⬜ Исследования (ниже описать) ⬜ Другое (ниже описать) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решение по опорной орбите: ◯ Низкая ◯ Средняя ◯ Высокая Пояснение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решение по системе ориентации: ◯ Пассивная (укажите использующийся принцип) ◯ Активная (укажите использующиеся устройства) ◯ Смешанная (укажите принцип и устройства) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решение по системе терморегулирования: ⬜ Отвод тепла ⬜ Обогрев ⬜ Изоляция ⬜ Контур с теплоносителем ⬜ Равномерное вращение Решение по системе питания: ⬜ Солнечные батареи ⬜ Аккумуляторные батареи ⬜ Генератор Подпись руководящих лиц: ________________________________________________ Дата: __________ Эскиз планируемого космического аппарата (по возможности) (бланк)
Спутники ДЗЗ
Исследовательский спутник
сброс тепла в космос с помощью специальных поверхностей/ подогрев/ изоляция с помощью специального многослойного материала
контур с теплоносителем/ равномерное вращение аппарата
пассивные системы
активные системы
возобновляемая энергия
специалист по генераторам
низкие орбиты
высокие орбиты
Фронтальный диалог. — Ребята, мы спроектировали спутник. Осталось подумать какой формы он будет? Используя программу «Компас», учащиеся выполняют чертеж спутника (работа может выполняться как индивидуально, так и по группам).