Вперед на орбиту!

7-8 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • доступ к сети «интернет»;
  • персональная компьютерная техника;
  • программа «Компас».
.орбита-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Просмотр видео:

Ребята, как вы думаете, сколько сейчас спутников на орбите Земли? (более 2000) Какие задачи выполняют спутники? Что произойдёт, если мы, потеряем все спутники? Давайте разберемся какие бывают спутники. Астрономические спутники — спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов.

— Биоспутники (спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами в условиях космоса).

— Спутники дистанционного зондирования Земли

— Метеорологические спутники (спутники, предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли).

— Малые спутники (спутники малого веса (менее 1 или 0,5 тонн) и размера[2][3]. Включают в себя миниспутники (более 100 кг), микроспутники (более 10 кг) и наноспутники (легче 10 кг), в том числе кубсаты и покеткубы).

— Военный спутник.

— Спутники связи.

— Навигационные спутники.

— Космические корабли (пилотируемые космические аппараты).

— Космические станции (долговременные космические корабли).

— Голоспутники (новейшие спутники, предназначенные для исследования других плане).

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

Фронтальный диалог.

— Ребята, как вы думаете, каких спутников больше всего на орбите? (навигационные, спутники связи, метеорологические спутники)

 -А чем отличаются спутники?

При определении компоновки аппарата необходимо выбрать (каждая команда должна дать полную характеристику):

полезную нагрузку — то оборудование, которое будет выполнять главную функцию аппарата

спутник1

тип орбиты — на какую именно орбиту аппарат лучше выводить

спутник2

систему терморегулирования — учитывайте, что в космическом пространстве одновременно холодно и жарко, нужно как-то решать эту проблему

спутник3

систему питания — необходимо как-то обеспечить бесперебойную работу устройств

спутник4

систему ориентации — необходимо каким-то образом управлять положением аппарата в пространстве

спутник5

Экспериментальное исследование

Ролевая игра «Космическое проектное бюро»

Краткое описание

Цель данной активности — в игровой форме познакомить участников с устройством космического аппарата в общих чертах. Минимальная информация раскидана по карточкам игроков. Их задача в процессе диалога обменяться этой информацией и прийти к общему видению. Задача участвующих заключается в том, что взаимодействие строится на переговорах между игроками, имеющих где-то противоречащие, а где-то пересекающиеся интересы. Самым положительным итогом считается, если у всех получилось прийти к соглашению.

Играть в игру можно командами от 7 (один руководитель и по две роли на каждый из трех выбранных типов специалистов) до 13 человек (до трех руководителей и по две роли на каждый тип специалиста). Каждому игроку на старте выдается своя роль руководителя или специалиста с необходимой минимальной информацией. Роли можно распределять как в случайном порядке, так и определенным образом. Задачи специалистов — отстоять свою точку зрения. Задачи руководителей — привести участников к единому мнению. Карточки с описанием ролей игроки держат в тайне и не показывают другим участникам команды.

Все важные решения заносятся в бланк. По завершению отведенного времени подводятся итоги (см. памятку ведущему ниже).

Если инженеру или руководителю не хватает знаний в ходе дискуссии — он может запрашивать помощи у ведущего, либо быстро наводить справки в интернете или в любых других источниках информации, ограничения на использование ресурсов нет, но помните об ограничении по времени.

Нельзя шантажировать, подкупать и угрожать. Нельзя обмениваться ролями после их получения. Не давайте никому читать свою роль пока не закончится игра. Играйте честно.

Помните, это игра, и не нужно ссориться друг с другом!

Специализация

Инженер полезной нагрузки №1

Спутники ДЗЗ

Инженер полезной нагрузки №2

Исследовательский спутник

Инженер систем терморегулирования №1

сброс тепла в космос с помощью специальных поверхностей/ подогрев/ изоляция с помощью специального многослойного материала

Инженер систем терморегулирования №2

контур с теплоносителем/ равномерное вращение аппарата

Инженер системы ориентации №1

пассивные системы

Инженер системы ориентации №2

активные системы

Инженер системы питания №1

возобновляемая энергия

Инженер системы питания №2

специалист по генераторам

Инженер по баллистике №1

низкие орбиты

Инженер по баллистике №2

высокие орбиты

Бланк компоновки космического аппарата

◯ — один вариант из всех, ⬜ — один или несколько вариантов из всех

Решение по полезной нагрузке:

⬜ Дистанционное зондирование

⬜ Обеспечение связи

⬜ Исследования (ниже описать)

⬜ Другое (ниже описать) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение по опорной орбите:

◯ Низкая

◯ Средняя

◯ Высокая

Пояснение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение по системе ориентации:

◯ Пассивная (укажите использующийся принцип)

◯ Активная (укажите использующиеся устройства)

◯ Смешанная (укажите принцип и устройства)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение по системе терморегулирования:

⬜ Отвод тепла

⬜ Обогрев

⬜ Изоляция

⬜ Контур с теплоносителем

⬜ Равномерное вращение

Решение по системе питания:

⬜ Солнечные батареи

⬜ Аккумуляторные батареи

⬜ Генератор

Подпись руководящих лиц: ________________________________________________

Дата: __________

Эскиз планируемого космического аппарата (по возможности) (бланк)

Проектно-технологическая часть

Фронтальный диалог.

— Ребята, мы спроектировали спутник. Осталось подумать какой формы он будет?

Используя программу «Компас», учащиеся выполняют чертеж спутника (работа может выполняться как индивидуально, так и по группам).

спутники