Терра инкогнита

7-8 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • почва, спиртовка, водопроводная вода;
  • пробирки, химический стакан объемом 100 мл, пробиркодержатель, фильтр, спички, пинцет, скальпель (нож);
  • дождевые черви,
  • лупа.
.терра-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Коль не знаешь поле,

Где ты сеешь семя,

Вырастет лишь горе,

Труд погибнет, время.

Ребята, о чем говорят эти строки?

Из чего состоит почва?

Казалось бы, простой вопрос. Все мы знаем, что это такое. Ежедневно мы ходим по ней, высаживаем в нее растения, которые дают нам урожай. Мы удобряем землю, перекапываем ее. Иногда можно услышать о том, что земля не плодородна. Но что нам известно о почве на самом деле? В большинстве случаев только то, что это самый верхний слой земной поверхности. А это не так уж и много. Давайте разберемся, из каких компонентов состоит земля, какой она может быть и как образуется.

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Используя различные источники информации (книги, периодическую печать, интернет) найдите ответы на следующие вопросы (см. таблицу). Подготовьте небольшой доклад для сообщения полученной информации всем участникам СТЕМ-школы.

Состав почвы

Возможные примеры

1 группа Можно ли определить, что в почве содержится вода, воздух и другие компоненты?

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0

 

2 группа Роль микроорганизмов в образовании почвы

https://yandex.ru/video/preview?text=%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1602580615438836-1610043429512783467100275-production-app-host-sas-web-yp-10&wiz_type=vital&filmId=2041293384652350091

 

3 группа Живые организмы в почве

https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1602580443881415-920099231321051805700109-production-app-host-sas-web-yp-55&wiz_type=vital&filmId=3058268853291517018

 

4 группа Почему наш регион (при условии большого количества осадков) не попадает в зону постоянных затоплений территории?  

 

Задание по результатам работы с информацией.

Предложите прибор по определению в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.

Дождевые черви и опавшие листья – какая связь?

Дайте несколько советов садоводам по улучшению плодородия почвы?

Экспериментальное исследование

Перед выполнением практических исследований вспомним технику безопасности:

  • Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
  • Зажженную спиртовкунельзя переносить с места на место.
  • Нельзя также зажигать одну спиртовкунепосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
  • Гасить спиртовкуможно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком.

 

Кейс 1. «Определение воды и перегноя в почве»

Возьмём пробирку с почвой и нагреем на пламени спиртовки. Что образуется на стенках пробирки?  (капельки воды)

Какой запах мы чувствуем, с чем это связанно? (запах перегноя — остатки растений и животных)

Кейс 2. «Определение воздуха и песка в почве»

Возьмём стакан с водой, поместим кусочек почвы в воду, обратите внимание через 3 минуты, что образовались на кусочке почвы? (воздух)

Размешаем содержимое стакана стеклянной палочкой. Что наблюдаем? (на дне песок)

Кейс 3. «Определение минеральных солей в почве»

Возьмём почву поместим в стакан с водой и размешаем стеклянной палочкой. Несколько капель надосадочной жидкости поместим в пробирку, пробирку нагреваем на спиртовке до полного выпаривания жидкости. Что наблюдаем?

(на стенках пробирки соль)

Кейс 4. «Изучаем дождевых червей»

Дождевой червь изучается тактильно.

Учащиеся определяют у него щетинки по телу, но их немного, они редуцированы, поэтому дождевой червь относят к малощетинковым организмам.

Учащиеся определяют, что дождевой червь покрыт слизью, которая позволяет им перемещаться в почве. А также отмечают наличие колец по всему округлому телу червя, за счет мышц которых они могут растягиваться и сужаться для движения в почве.

Учащиеся разрезая дождевого червя пополам, наблюдают движение обеих половинок.

При вскрытии дождевого червя в кишечнике наблюдают остатки листьев (остатки растений перерабатываются с помощью особых бактерий).

червь2

Каждая группа учащихся должна выполнить работу всех кейсов, обменяться мнениями и сделать выводы.

Проектно-технологическая часть

терра3

Что такое фильтр? Возможно ли почву использовать в качестве фильтра?

 

  • Придумайте и сконструируйте фильтр для воды, содержащей сульфат меди (II) (раствор голубого цвета).
  • Проверьте его работу.
  • Сравните свойства вашего фильтра с фильтром на основе активированного угля.
  • Сделайте вывод.

(На столе: стаканчик с сухой почвой, таблетки активированного угля, вода, содержащая сульфат меди (II), бумажные фильтры, воронки, пробирки, вода, ложечки)

Учащиеся обмениваются мнениями, отмечают, что, пропуская через «почвенный» фильтр раствор сульфата меди (II), особенно несколько раз, можно добиться практически полного исчезновения голубой окраски раствора, присущей данной соли.

Дополнительная информация

Полученные результаты занятия помогут учащимся узнать о востребованной профессии с 2020 года «Сити-фермер». Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы – автономные и экологичные конструкции, позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города – повестка ближайшего будущего. Первая коммерческая вертикальная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году, а в настоящее время создание агронебоскребов планируется в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции и других странах.