Перед выполнением практических исследований вспомним технику безопасности:
- Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
- Зажженную спиртовкунельзя переносить с места на место.
- Нельзя также зажигать одну спиртовкунепосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
- Гасить спиртовкуможно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком.
Кейс 1. «Определение воды и перегноя в почве»
Возьмём пробирку с почвой и нагреем на пламени спиртовки. Что образуется на стенках пробирки? (капельки воды)
Какой запах мы чувствуем, с чем это связанно? (запах перегноя — остатки растений и животных)
Кейс 2. «Определение воздуха и песка в почве»
Возьмём стакан с водой, поместим кусочек почвы в воду, обратите внимание через 3 минуты, что образовались на кусочке почвы? (воздух)
Размешаем содержимое стакана стеклянной палочкой. Что наблюдаем? (на дне песок)
Кейс 3. «Определение минеральных солей в почве»
Возьмём почву поместим в стакан с водой и размешаем стеклянной палочкой. Несколько капель надосадочной жидкости поместим в пробирку, пробирку нагреваем на спиртовке до полного выпаривания жидкости. Что наблюдаем?
(на стенках пробирки соль)
Кейс 4. «Изучаем дождевых червей»
Дождевой червь изучается тактильно.
Учащиеся определяют у него щетинки по телу, но их немного, они редуцированы, поэтому дождевой червь относят к малощетинковым организмам.
Учащиеся определяют, что дождевой червь покрыт слизью, которая позволяет им перемещаться в почве. А также отмечают наличие колец по всему округлому телу червя, за счет мышц которых они могут растягиваться и сужаться для движения в почве.
Учащиеся разрезая дождевого червя пополам, наблюдают движение обеих половинок.
При вскрытии дождевого червя в кишечнике наблюдают остатки листьев (остатки растений перерабатываются с помощью особых бактерий).

Каждая группа учащихся должна выполнить работу всех кейсов, обменяться мнениями и сделать выводы.