Самое большое богатство на свете

7-8 класс. 2 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • вода из водоема;
  • песок, почва, активированный уголь, серебряная цепочка с крестиком, несколько кусочков хлопчатобумажной ткани, нож, банан;
  • химические стаканчики объемом 100 мл,
  • прибор по определению прозрачности воды;
  • Микроскоп цифровой Digital Blue.
.богатство-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

     С начала лета в лесах Ленинградской области потерялись более 900 человек. Почти всех нашли. Но почти — это не все. 2 человека из заблудившихся в лесах Ленобласти остаются ненайденными. 18 обнаружены погибшими. А вот потерявшаяся в Сланцевском районе любительница тихой охоты 17 дней провела в лесу и выжила. Всего же поисковики получают по 40 обращений в день.

    Отдельно приведем статистику по потерявшимся в лесах детям. За лето поисковики получили 118 заявок, живыми нашли 107 детей. Троих по-прежнему ищут. Три ребенка погибли, причем все были обнаружены в водоемах. Пятеро детей считаются пропавшими без вести.

     Эксперты по выживанию говорят, что без еды можно прожить три недели, без воды – три дня и без воздуха – три минуты.

    В зависимости от вашего возраста, пола и веса вы состоите из 60-70% воды, которая нужна для переваривания пищи, переноса кислорода и питательных веществ по кровеносной системе, выведения отходов жизнедеятельности и предохранения внутренних органов. Поскольку вода так нам необходима, неудивительно, что умирать от обезвоживания – мучительный процесс.

     Сначала вы испытываете невыносимую жажду. Страдают почки, т.к. недостаточно жидкости для производства мочи. Попытки к мочеиспусканию могут привести к жжению в мочевом пузыре и мочеиспускательном канале. Кожа становится сухой и трескается. Кашель дерет горло. Повышенная кислотность желудка может привести к позывам на рвоту. Кровь сгущается, увеличивая частоту сердечных сокращений. В результате обезвоживания распухает язык, а глаза и мозг усыхают. Голова просто раскалывается. Обезвоживание в конечном итоге приводит к галлюцинациям, судорогам и коме. Смерть может наступить в результате отказа печени, почечной недостаточности или остановки сердца.

     Потерявшиеся люди сталкиваются с проблемой отсутствия питьевой воды и страдают от обезвоживания. Есть ли выход из этой ситуации?

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Что объединяет все эти изученные вами методы очистки воды?

(фильтрование, обеззараживание)

Фронтальный диалог.

— Ребята, скажите, что вы бы взяли собой в поход или на лесную прогулку: бутылку с водой, банан, активированный уголь, серебряную цепочку с крестиком, несколько кусков хлопчатобумажной ткани, металлическую лопатку, полиэтилен, нож, лекарства, телефон? Чем еще можно дополнить этот список?

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

 

Кейс 1. «Методы очистки воды в полевых условиях»

Просмотр видео «Методы очистки воды в полевых условиях»

Задание.

Что вы возьмете с собой в поход или на лесную прогулку и почему?

Какой метод очистки воды вам понравился и почему?

При применении какого метода вода получается наиболее чистой?

Чтобы ответить на последний вопрос, необходимо создать фильтры.

Проектно-технологическая часть

Кейс 2. «Очистка воды в полевых условиях»

Ученикам предлагается ознакомиться с разными видами фильтров (см. рисунки) и выбрать свой метод очистки воды из водоема.

3-Самое большое богатство на свете

Каждая группа выбирает свой метод очистки воды, ориентируясь на данные из кейса № 1. Например:

1 группа:

изготавливает трехступенчатый фильтр из ткани. В качестве фильтрующего вещества на верхний уровень кладут почву, на средний уровень – песок, на нижний уровень – активированный уголь или уголь из костра. Можно предложить учащимся менять местами фильтрующие вещества и найти наиболее эффективный фильтр.

2 группа:

в качестве фильтрующего вещества использует мелко измельченную банановую кожуру на хлопчатобумажной ткани; пропуская воду из водоема несколько раз через этот фильтр.

3 группа:

для очистки воды использует серебряную цепочку с крестиком (возможно дополнительное фильтрование через плотную ткань).

Группы демонстрируют результаты изготовления фильтров.

Экспериментальное исследование

Учащиеся очищают воду из природного водоема. Для контроля результата используются оборудование (определитель прозрачности воды, Микроскоп цифровой Digital Blue). Полученные результаты разных методов очистки заносятся в общую таблицу:

№ группы

Прозрачность воды

Количество нерастворимых частиц на единице площади

Количество живых организмов на единице площади

1
2
3

Учащиеся анализируют данные экспериментов, делают выводы об эффективности того или иного способа очистки воды в полевых условиях, составляют памятку «Не забудь взять с собой в лес».