Покорители воздуха

7-8 класс. 2 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • Полиэтиленовые пакеты разного размера;
  • Спички, спиртовка; булавка или иголка; трубочки для коктейля;
  • Ножницы; нитки; скотч; проволока тонкая;
  • Набор свечей для торта с подсвечниками; или плавающие свечи;
  • Тонкая бумага-калька в рулоне; кусок ткани (хлопок, шелк, синтетика);
  • часы с секундомером.
.покорители воздуха

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Когда видишь летающих в небе птиц, на душе становится легко. Ты хочешь оторваться от земли, летать с ними, освободившись от забот и суеты, броситься с небывалой высоты вниз, как ястреб, а потом за дюйм до земли взлететь в неизвестную, но такую манящую высь. Хочешь «купаться» в облаках, быть лёгким, невесомым. Летать… Летать… Летать…
Ты уже закрываешь глаза, подставляешь лицо ветру, раскрываешь «крылья», поднимаешься на цыпочки, подпрыгиваешь, кажется, взлетаешь, но коварная сила земного притяжения безжалостно тянет тебя вниз.
Почему мы не летаем, как птицы?

Наше тело не создано для полёта: мы не имеем трубчатых костей, у нас недостаточно энергии, а, главное, у нас нет крыльев.
Давайте порассуждаем, что же есть в людях такое особенное, что отличает нас от других живых существ?

Мы одарены разумом, умением абстрактно мыслить, видеть сны, в которых мы можем представлять себя парящей птицей, чувствовать, изобретать. С древних времён люди мечтали летать. Великие учёные-изобретатели рисовали эскизы и пытались создать летающую технику. В наше время существуют самолёты, вертолёты, дельтапланы, дирижабли, воздушные шары и многие другие устройства для «полёта».

Давайте и мы, ребята, попробуем сегодня приобщиться к Покорителям воздуха!

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

Используя различные источники информации (книги, периодическую печать, интернет) найдите ответы на следующие вопросы (см. таблицу). Подготовьте небольшой доклад для сообщения полученной информации всем участникам СТЕМ-школы.

 

Области покорения воздуха

Возможные примеры

1 группа История дирижаблей https://zen.yandex.ru/media/somanyhorses/dirijabli-chto-eto-takoe-i-pochemu-ih-do-sih-por-ispolzuiut-5edf7f305ab458144cdbf570
2 группа Кто такие вингсьюты? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%81%D1%8C%D1%8E%D1%82
3 группа Летательные аппараты в русских народных сказках
4 группа Чем заполнить воздушный шар или дирижабль https://zen.yandex.ru/media/id/5c915a5d93a05800b39d5935/chem-naduvaiut-vozdushnye-shary—sekrety-tut-5c9561f962c99e2114bd6db0

 

Задание по результатам работы с информацией.

Можно ли считать сказочные средства перелета прообразом современных летательных аппаратов?

Цели и задачи покорителей воздуха?

Поможет ли углекислый газ перевести груз на дирижабле?

Проектно-технологическая часть

Кейс 1. «Изготовление летающих китайских фонариков»

Просмотр видео «Изготовление летающих китайских фонариков»:

Для начала, надо ознакомиться с чертежами, которые помогут самостоятельно изготовить летающий китайский фонарик:

китайский фонарик

китайский фонарик2

китайский фонарик3

А теперь перейдем к процессу изготовления. Для этого нам понадобятся следующие инструменты и ингредиенты:

  • — Полиэтиленовые пакеты разного размера;
  • — Спички, спиртовка;
  • — Булавка или иголка;
  • — Ножницы;
  • — Нитки;
  • — Скотч;
  • — Набор свечей для торта с подсвечниками; или плавающие свечи;
  • — Трубочки для коктейля;
  • — Проволока тонкая;
  • — Тонкая бумага-калька в рулоне;
  • — Кусок ткани (хлопок, шелк, синтетика).

Учащиеся разбиваются по группам (в зависимости от выбора ткани, размера фонарика) и, ориентируясь на данные кейса № 1, выполняют макет китайского фонарика. Учитель выступает в роли тьютора.

Экспериментальное исследование

Кейс 2. «Определение летательных способностей самодельных китайских фонариков»

Все группы выходят с макетами китайских фонариков на школьный двор для проверки их летательных способностей. При запуске помним о защите окружающей среды. Поэтому все макеты фонариков оснащены страховочной нитью. Запускаем макеты, наблюдая как быстро каждый из них поднимается вверх, как долго могут продержаться на высоте крыши школы (примерно 10 м), не загорелся ли макет. Все наблюдения заносим в таблицу, указывая плюсы и минусы изготовленного макета.

№ макета Время, потраченное на запуск Время в полете Max высота полета (не более 10м) Min высота полета (м) Плюсы макета Аварийность (да/нет) Минусы макета

Учащиеся делают выводы по занятию.