Вырежьте два прямоугольника размером 5 х 10 см – один из бумаги, другой из полиэтилена. Бумажную полоску положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. Ладонью потрите полоски. Поднимите их, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что наблюдаете? (они притягиваются)
Как вы думаете, всегда ли тела притягиваются?
Вырежьте из полиэтилена два прямоугольника размером 5 х 10 см, положите их на стол. Потрите. Поднимите их разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте.
Что наблюдаете? (кусочки полиэтилена отталкиваются)
Попробуем выяснить, что за невидимая сила заставляет тела притягиваться и отталкиваться, как она называется, когда появляется и нужна ли она человеку?
Интегрированный поиск информации
Инструкция для учителя.
Определите возможные причины возникновения этой не видимой силы.
Фронтальный диалог.
— Ребята, какие причины возникновения этого явления Вы можете назвать? (трение и возникновение статического электричества)
— Нужно ли человеку это явление? (статическое электричество может быть причиной пожара, предприятия производящие пластмассу и ткани используют в помещениях ионизатор воздуха, чтобы снизить статическое электричество)
Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным. Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией.
Кейс 1. «Как это происходит»
Просмотр видео «Электрические заряды»
Опыт №1. Понятие об электрических зарядах
Оборудование:
Воздушный шарик
Шерстяная варежка
Опыт: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяную варежку и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку. Почему?
Опыт №2. Танцующая фольга.
Оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Опыт: Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит
Опыт №3.Способ разделения перемешанных соли и перца.
Оборудование:
Чайная ложка молотого перца
Чайная ложка соли.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяная варежка.
Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяную варежку, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо!
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, почему в первом опыте шарик начинает ко всему прилипать? (в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов)
— Ребята, скажите, а что нам показывает второй опыт? ( Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются)
— Ребята, скажите, что мы наблюдаем в третьем опыте? (в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов)
Кейс 2. «Электричество в природе»
Просмотр видео «Как образуется молния»
Просмотр видео «Электрические рыбы»
Просмотр видео «Как рыбы делают электричество»
Задание 1. Выберите картинки рыб, которые способны вырабатывать электричество.
Кейс 3. «Электробезопасность»
Просмотр видео
Фронтальный диалог.
— Ребята, сформулируйте правила безопасного обращения с электричеством? (включать в розетку только исправные электроприборы, не играть рядом с линиями электропередач, нельзя подходить к оборванному проводу электропередач, не держать электроприборы рядом с водой)
— Почему нельзя держать электроприборы рядом с водой?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним экспериментальное исследование.
Определение электропроводимости в различных растворах.
Дистиллированная вода
Вода (из-под крана)
Раствор лимонной кислоты
Раствор соли
Раствор соды
Количество веществ в растворе должно быть одинаковое и предварительно взвешенно
Показания пишем в таблицу
№
Растворы
Электропроводимость
1.
Дистиллированная вода
2.
Вода (из-под крана)
3.
Раствор лимонной кислоты
4.
Раствор соли
5.
Раствор соды
Сделайте вывод. Вещества делятся на проводники и непроводники электричества. Вещества, которые хорошо проводят электрический ток называются проводники, плохо-изоляторы. Есть вещества, проводимость которых может меняться, это – полупроводники.
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, чем является дистиллированная вода? (дистиллированная вода является изолятором)
— Ребята, скажите, а чем является речная и морская вода? (проводники, так как это минеральный раствор, чем больше концентрация солей, тем лучше проводит ток)
— А как Вы думаете, какие вещества являются изоляторами? (воздух, дерево, фарфор, резина)
Проектно-технологическая часть
Учёные смогли научиться управлять движением зарядов, сделав такое движение не только безопасным, но и полезным. Они взяли два разнозаряженных тела, проложили между ними мостик – проводник.
— Как вы думаете, что произошло? (электроны стали двигаться в одном направлении по проводнику. Направленное движение зарядов называется электрическим током)
— Где используется электрический ток? (на предприятиях, в магазинах.
Дома: утюг, телевизор, компьютер, микроволновая печь, стиральная машина работают от электричества.)
— А что нужно, чтобы возникал ток?(источник тока)
Давайте попробуем его изготовить.
Сделайте химический источник тока – гальванический элемент из монет.
Растворите в воде соли. Нарежьте крепкое бумажное полотенце и фольгу на квадратики немного больше медных монет. Намочите бумажные квадратики в солёной воде. Положите их друг на друга стопкой: медную монету, кусочек фольги, кусочек бумаги, снова монету, и так далее несколько раз. Сверху стопки должна быть бумага, внизу – монета. Зачищенный конец одного провода прижмите сверху, другого – снизу.
Теперь приложите два свободных конца провода к низковольтной лампочке.
Она загорится.
Источник тока из лимона
Зачистите оба конца толстой медной проволоки. Сожмите лимон, чтобы он стал мягким; сделайте два прокола на расстоянии 2 – 3 см и вставьте в них оцинкованный гвоздь и толстую медную проволоку. Если приложить два свободных концам низковольтной лампочки, она загорится. Испытайте разные фрукты и овощи на предмет возможности использовать их в качестве источника тока.
Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации моделей, объяснения принципов работы устройств.