Выше радуги

5-6 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • картон, фломастеры;
  • циркуль;
  • акварельные краски;
  • зеркало;
  • SenseDick (датчик рН(S1002), датчик температуры в эксперименте (S0009) sensor probe).
.радуга-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс 1 «Сияние или радуга»

В знаменитом парке нашего города Петергофе множество фонтанов, и у каждого из них в солнечную погоду виднеется разноцветное сияние. Что же это за сияние? Посмотрите, пожалуйста, на рисунки и подумайте, в чем может быть причина возникновения этих явлений?

А зимой радуга бывает?

 Давайте разбираться…

радуга и радуга

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  •  Определите возможные причины возникновения этих явлений.

Фронтальный диалог.

— Ребята, как называются эти явления, обратите внимание, одно явление мы можем наблюдать летом, а другое зимой (радуга и зимняя радуга)

— Как называется правильно зимняя радуга? (гало)

— Причины возникновения этих радуг?

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1. «Цвет и свет»

Просмотр видео «Что такое Цвет и Свет»

Просмотр видео «Дисперсия и спектр света»

Как получить радугу?

Задание. 

Перед вами лежит зеркало, ёмкость с водой и фонарик. Попробуйте получить радугу.

(на дно глубокой ёмкости ставим зеркало под наклоном и наливаем воду,  направляем свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала, чтобы поймать отражённые или преломлённые лучи, поставим картон перед зеркалом).

Фронтальный диалог.

— Ребята, скажите, что такое свет и что такое цвет? (Свет – это излучение, существующее в окружающем мире. Цвет является его характеристикой. Цвет также выступает в качестве зрительного ощущения, возникающего как под воздействием излучения, так и в его отсутствие)

— Назовите, пожалуйста, основные цвета?

Кейс 2. «Красный, синий и зеленый»

Просмотр видео «Галилео. Краски»

Экспериментальное исследование

«Акварельная радуга». Сравнительный анализ физико-химических характеристик растворов акварельных красок.

Использование лабораторного комплекса SenseDick; измерительные устройства: датчик рН(S1002), датчик температуры в эксперименте ( S0009) sensor probe.

Оформление результатов:

Акварельные краски рН С°
1. Красная    
2. Синий    
3. Зелёный         
4. Вода (контроль)    

Вывод: (рН разных растворов акварельных красок меняется, так как в состав красок входят разные пигменты (имеющие различное происхождение), которые обеспечивают цвет краски. Температура постоянна)

Кейс 3. «Солнечное вещество»

Просмотр видео «Огненная радуга»

Фронтальный диалог.

— Ребята, скажите,  почему при горении мы можем видеть разные цвета? (некоторые металлы при горении испускают определенную длину волны, которая характерна для определенного цвета)

— А можно ли наоборот превратить радугу обратно в белый свет? 

 Чтобы ответить на этот вопрос, выполним проектно-технологическую часть нашего занятия

Проектно-технологическая часть

Изготовление вертушки Ньютона

вертушка НьютонаИсаак Ньютон (1642-1727), исходя из этого опыта, сделал вывод, что если белый свет можно разложить на цвета радуги, то можно произвести и обратную манипуляцию — получить белый свет из нескольких лучей разных цветов.

Материалы и инструменты: белый картон, транспортир, циркуль, ножницы, карандаш, линейка, разноцветные фломастеры, кусочек пластилина, зубочистка.

Последовательность выполнения:

Вспомните состав белого света. Зарисуйте спектр в тетрадь. Цвета фломастеров старайтесь подбирать в точном соответствии с цветами призматического спектра. Обратите внимание на то, что ширина цветных полос различна, а цвета плавно переходят один в другой.

Начертите окружность радиусом 6 см. Разделите круг на 7 секторов, каждый раскрасьте соответствующем цветом радуги. Рекомендуется соблюдать следующие величины секторов: красный – 55 градусов, оранжевый – 37, желтый – 60, зеленый – 55, голубой —  56, синий – 39, фиолетовый – 58. Круг насадите на зубочистку, закрепив ее около основания пластилином. Закрутите волчок на столе.

Фронтальный диалог.

— Ребята, сформулируйте, что такое радуга? (Радуга – это явление, при котором белый свет раскладывается на спектр.)

— Как получается радуга? (Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере)

— Как можно получить ее в домашних условиях? (с помощью зеркала и воды)

Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации моделей, с объяснением принципов работы вертушки Ньютона.

Дополнительная информация