SenseDick (датчик рН(S1002), датчик температуры в эксперименте (S0009) sensor probe).
.
Проблемно-ориентированная жизненная ситуация
Проблемный кейс 1 «Сияние или радуга»
В знаменитом парке нашего города Петергофе множество фонтанов, и у каждого из них в солнечную погоду виднеется разноцветное сияние. Что же это за сияние? Посмотрите, пожалуйста, на рисунки и подумайте, в чем может быть причина возникновения этих явлений?
А зимой радуга бывает?
Давайте разбираться…
Интегрированный поиск информации
Инструкция для учителя.
Определите возможные причины возникновения этих явлений.
Фронтальный диалог.
— Ребята, как называются эти явления, обратите внимание, одно явление мы можем наблюдать летом, а другое зимой (радуга и зимняя радуга)
— Как называется правильно зимняя радуга? (гало)
— Причины возникновения этих радуг?
Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.
Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией
Кейс 1. «Цвет и свет»
Просмотр видео «Что такое Цвет и Свет»
Просмотр видео «Дисперсия и спектр света»
Как получить радугу?
Задание.
Перед вами лежит зеркало, ёмкость с водой и фонарик. Попробуйте получить радугу.
(на дно глубокой ёмкости ставим зеркало под наклоном и наливаем воду, направляем свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала, чтобы поймать отражённые или преломлённые лучи, поставим картон перед зеркалом).
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, что такое свет и что такое цвет? (Свет – это излучение, существующее в окружающем мире. Цвет является его характеристикой. Цвет также выступает в качестве зрительного ощущения, возникающего как под воздействием излучения, так и в его отсутствие)
— Назовите, пожалуйста, основные цвета?
Кейс 2. «Красный, синий и зеленый»
Просмотр видео «Галилео. Краски»
Экспериментальное исследование
«Акварельная радуга». Сравнительный анализ физико-химических характеристик растворов акварельных красок.
Использование лабораторного комплекса SenseDick; измерительные устройства: датчик рН(S1002), датчик температуры в эксперименте ( S0009) sensor probe.
Оформление результатов:
№
Акварельные краски
рН
С°
1.
Красная
2.
Синий
3.
Зелёный
4.
Вода (контроль)
Вывод:(рН разных растворов акварельных красок меняется, так как в состав красок входят разные пигменты (имеющие различное происхождение), которые обеспечивают цвет краски. Температура постоянна)
Кейс 3. «Солнечное вещество»
Просмотр видео «Огненная радуга»
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, почему при горении мы можем видеть разные цвета? (некоторые металлы при горении испускают определенную длину волны, которая характерна для определенного цвета)
— А можно ли наоборот превратить радугу обратно в белый свет?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним проектно-технологическую часть нашего занятия
Проектно-технологическая часть
Изготовление вертушки Ньютона
Исаак Ньютон (1642-1727), исходя из этого опыта, сделал вывод, что если белый свет можно разложить на цвета радуги, то можно произвести и обратную манипуляцию — получить белый свет из нескольких лучей разных цветов.
Материалы и инструменты: белый картон, транспортир, циркуль, ножницы, карандаш, линейка, разноцветные фломастеры, кусочек пластилина, зубочистка.
Последовательность выполнения:
Вспомните состав белого света. Зарисуйте спектр в тетрадь. Цвета фломастеров старайтесь подбирать в точном соответствии с цветами призматического спектра. Обратите внимание на то, что ширина цветных полос различна, а цвета плавно переходят один в другой.
Начертите окружность радиусом 6 см. Разделите круг на 7 секторов, каждый раскрасьте соответствующем цветом радуги. Рекомендуется соблюдать следующие величины секторов: красный – 55 градусов, оранжевый – 37, желтый – 60, зеленый – 55, голубой — 56, синий – 39, фиолетовый – 58. Круг насадите на зубочистку, закрепив ее около основания пластилином. Закрутите волчок на столе.
Фронтальный диалог.
— Ребята, сформулируйте, что такое радуга? (Радуга – это явление, при котором белый свет раскладывается на спектр.)
— Как получается радуга? (Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере)
— Как можно получить ее в домашних условиях? (с помощью зеркала и воды)
Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации моделей, с объяснением принципов работы вертушки Ньютона.