Проблемный кейс «Как велосипед обогнал эволюцию»
Есть исследование, в котором измерялась эффективность передвижения различных видов на планете. Для перемещения на один километр меньше всех энергии затрачивает кондор. Люди же показывают не сказать, что впечатляющие, результаты — примерно в конце первой трети списка. Для венца творения – это не то достижение, которым можно гордиться. Но автор этой статьи в «Scientific American» проявил проницательность и решил измерить эффективность человека на велосипеде. И оказалось, что велосипедист, человек на велосипеде, скинул кондора с первого места, оставил его далеко позади.
Велосипеды позволяют людям передвигаться с большей скоростью, не отнимая лишнего пространства, энергии или времени. Люди на велосипеде затрачивают меньше времени и при этом проезжают больше километров.
Но иногда такие возможности приводят к большим проблемам. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок и подумайте, в чем может быть причина ситуации, показанной на картинках? И что нужно сделать, чтобы ее избежать в будущем?
Инструкция для учителя.
Фронтальный диалог.
— Ребята, какие причины дорожного происшествия на картинке вы видите? (нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, поломка велосипеда)
— Что нужно предпринять, чтобы избежать этих проблем? (изучить правила дорожного движения для велосипедистов, устройство велосипеда, как управлять велосипедом)
Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.
Просмотр видео «Эволюция велосипеда»
Как изменялось устройство велосипеда?
Задание 1. Перед вами лежит конверт №1. В нем картинки. Расположите велосипеды в порядке их появления. Выполните самопроверку. На обороте карточек есть цифры, они должны быть расположены в порядке возрастания.
Карточки.
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, как изменялось устройство велосипеда? (Сначала появились колеса, потом вместо ходьбы, человек начал крутить педали, чтобы увеличить скорость. Далее, с той же целью увеличили размеры колеса, но велосипед стал очень большим и трудно управляемым. И, наконец, в составе велосипеда появился механизм, который называется цепным, потому что в его состав входит цепь.
— Зачем велосипеду цепь?
Просмотр видео.
Фронтальный диалог.
— Ребята, сформулируйте правила безопасной езды на велосипеде? (ездить в специально отведенных местах, надевать защитное снаряжение, соблюдать правила дорожного движения, следить за техническим состоянием велосипеда, не превышать скорость)
— От чего зависит скорость движения на велосипеде и почему?
— Как педали связаны с колесами?
— Почему велосипед едет быстрее, чем мы вращаем педали?
Чтобы ответить на эти вопросы, выполним экспериментальное исследование.
Рассмотрим цепной механизм.
Этот механизм называется цепная передача. Посмотрите как он устроен, почему двигается и останавливается.
(округлите до целых)
Ведущая звездочка
Ведомая звездочка
Отношение
Число оборотов за 1 минуту
n1=
n2=
n1 : n2 =
Число зубьев
z1=
z2=
z2 : z1 =
Мы получили, что отношение числа оборотов в минуту ведущей звездочки к ведомой примерно равно отношению числа зубьев ведомой звездочки к ведущей. И это отношение называется передаточное число (обозначим его буквой u). Это число характеризует во сколько раз передача увеличивает (u>1) или уменьшает скорость (u<1).
Фронтальный диалог.
— Ребята, сформулируйте, зачем нужна цепная передача в велосипеде? (передать движение от педалей на колеса, увеличить скорость движения, передать движение на несколько звездочек в спортивных велосипедах)
— От чего зависит скорость движения на велосипеде и почему? Как можно регулировать скорость, чтобы не попасть в аварийную ситуацию? (от того, какие звездочки в цепной передаче, от их количества зубьев. Скорость движения зависит от того, с какой частотой вращаются педали, нужно понимать, что реальная скорость колес будет в несколько раз больше)
— Для чего в спортивных велосипедах много разных звездочек (см. рисунок)?
(звездочки с разным числом зубьев позволяют получать разные передаточные числа, а значит и разную скорость движения, а также мощность)
Цепная передача применяется в самых разных машинах. В робототехнике цепные передачи используются, когда расстояние между ведущим и ведомым валом большое.
Задание 3. Соберите модели машин, в составе которых есть цепная передача из конструктора LEGO. Посчитайте ее передаточное число. Объясните ее назначение и какие функции она выполняет в устройстве.
Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации моделей, объяснения принципов работы цепной передачи в устройстве, ее назначения.
Дополнительная информация