Тайный агент

5-6 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • пластилин;
  • палочки;
  • раздаточные дидактические материалы (рисунки снежинок).
.тайный агент_small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс 1 «Тайный агент»

— Что это за «тайный агент», который находится в живых организмах, является средой обитания для животных, без него человеку не возможно прожить более 10 дней. (вода)

— Какое природное явление встречается зимой связанное с водой?  (снегопад, снег)

— Из чего состоит снег? (снежинок, мелких кристаллов льда)

— Рассмотрите фотографии снежинок сделанные под микроскопом.

снежинки

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Что объединяет все эти снежинки?

(шестилучевой кристаллик льда)

 Фронтальный диалог.

— Ребята, скажите, что такое снежинка?

— Ребята, понятие симметрии применимо для снежинки?

  • Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией.
Кейс 1. «Зачем природе нужна симметрия»

Просмотр видео «Зачем природе нужна симметрия»

Просмотр видео «Откуда берутся снежинки»

Задание 1.

1) Возьмите лист белой бумаги, согните его пополам.

2) Проткните двойной лист ручкой, а затем разогните.

3) Вы получили две точки. Обозначьте одну буквой А, а другую — А1.

4) Соедините А и А1 отрезком.

5) Измерьте расстояние от А и от А1 до линии сгиба.

Расстояние от А до линии сгиба равно _______________________

Расстояние от Адо линии сгиба равно ______________________

6) Сравните эти расстояния. Они ____________________

7) На линии сгиба ставим точку О, которая будет являться центром симметрии, следовательно точка А и А 1 симметричны относительно точки О (центра).

8) Если мы проведём перпендикулярную прямую проходящую через центральную точку О, то это осевая симметрия.

— Ребята, скажите, а снежинка симметрична?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним экспериментальное исследование.

Кейс 2. «Вода живая и мертвая»

Просмотр видео «Структура воды, наши слова и мысли»

Фронтальный диалог.

— Так значит, правду в сказках говорят о живой воде? (да, вода имеет память и может быть положительно и отрицательно эмоциональной)

Кейс 3. «Вода, как вещество»

Просмотр видео «Наука о снежинках»

Фронтальный диалог.

— Ребята, что такое вода? (вещество, молекула, состоящая из атомов)

— Назовите химическую формулу воды? (H2O)

— Если молекула воды имеет такую формулу, то из каких атомов она состоит? (1 атом кислорода и 2 атома водорода)

— Как выглядит молекула воды?

Экспериментальное исследование

  • Рисунок снежинки, согните рисунок пополам, так чтобы вы видели лучики снежинки.
  • Проткните лучик снежинки ручкой, а затем разогните.
  • Вы получили две точки.
  • Обратите, внимание, находятся ли эти точки на лучиках снежинки.
  • Сделайте вывод.

Фронтальный диалог.

— Ребята, как вы думаете, лицо человека симметрично?

— Мы можем это проверить, как бы мы выглядели симметричными? (да, можем проверить, с помощью зеркала)

Вывод: Симметрия широко распространена в природе, где не было вмешательства человеческой руки. Её можно наблюдать в форме листьев и цветов растений, в расположении различных органов животных, в форме кристаллических тел, в порхающей бабочке, морской звезде и загадочной снежинке, а лицо человека не симметрично (асимметрично).

Проектно-технологическая часть

Размеры молекул не многим больше, чем размеры атомов, но тем не менее доказать их реальное существование можно рентгеноструктурным исследованием кристаллического вещества.

Задание №1 Возьмите пластилин голубого цвета и сделать атом кислорода (диаметром 3 см).

Задание№2 Возьмите пластилин зелёног цвета и сделать атомы водорода (диаметром 2 см).

Что надо сделать, чтобы получить молекулу воды? Правильно соединить.

Это получилась одна молекула воды. В природе молекулы воды соединяются между собой и образуют разные агрегатные состояния воды.

молекулы воды 2
Задание №3 На картинках изображены три агрегатных состояния воды. Предположите, где изображено агрегатное состояние снежинки.

На первом рисунке показана структура кристаллической воды, т.е. льда. Хорошо видно, что к каждому атому кислорода приближены два атома водорода. Между этими атомами прочной связи нет, и они принадлежат разным молекулам. Это убедительное доказательство того, что вода состоит из молекул.

молекулы воды 1
Задание №4 Соберите из своих молекул воды кристалическую решетку льда.

молекулы воды 3
Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации моделей.

Вода — является «тайным агентом», так как в природе имеет три агрегатных состояния. На примере снежинки мы узнали и доказали, что снежинка представляет собой шестилучевой симметричный кристалик в отличие от лица человека, также кристаллик имеет твердое агрегатное состояние воды, где молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода.