Не верь глазам своим

5-6 класс. 2 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • бумага;
  • клей;
  • ножницы;
  • раздаточные дидактические материалы (рисунки иллюзий).
.иллюзия-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс 1 «Как всё устроено»

Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря — это неверное представление реальности. (Важно отметить, что здесь не имеются в виду несоответствия, которые связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например, с дальтонизмом.)

Почему возникают оптические иллюзии?

Наши глаза передают всё информацию в головной мозг, нам надо узнать, как устроен глаз.

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Какая часть глаза отвечает за цветовое восприятие объекта?
  • Что позволяет видеть объект на разном расстояние?

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

Сделать вывод: Сетчатка отвечает за цветовое восприятие зрения. Палочки и колбочки – это особые чувствительные рецепторы сетчатки глаза, которая отвечает за зрительное восприятие изображений в любое время суток. Палочки отвечают за ночное зрение, а колбочки отвечают за цветовое зрение, воспринимают основные цвета: красный, зелёный и синий.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1. «Глаза и Зрение»

Просмотр видео «Интересные факты о нашем теле»

 Фронтальный диалог.

— Ребята, скажите, как мы видим жёлтый цвет?

Чтобы ответить на эти вопросы, выполним экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование

Зная строение глаза, мы можем сказать, что фоторецепторы глаза находятся в сетчатке и различают три основных цвета. Назовите эти цвета. (синий, красный, зелёный).

Почему же мы видим жёлтый цвет?

Предположим если смешать три или два основных цвета, то получим другие цвета.

Берём гуашь зелёного, красного, синего цвета и в разных комбинациях стараемся получить жёлтый цвет.

Сделаем вывод: эксперимент не удался, жёлтого цвета не получили.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо перейти к следующему разделу

Кейс 2. «Как головной мозг воспринимает жёлтый цвет»

Просмотр видео «Как мы видим цвета»

Фронтальный диалог.

— Ребята, скажите почему мы видим жёлтый цвет?

 (Потому что, наш глаз воспринимает не цвета, а электромагнитное излучение т.е длину волны цвета)

— А какие мы должны делать упражнения, чтобы снять усталость глаз? (поморгать, посмотреть на ближний предмет, а потом на дальний предмет)

Кейс 3. «Не верь глазам своим»

Просмотр видео «Галилео. Эксперимент. Зрительная иллюзия»

Просмотр видео «Галилео. Эксперимент. Оптическая иллюзия»

Просмотр видео «Самые поразительные иллюзии природы»

Фронтальный диалог.

— Ребята, сформулируйте причину возникновения оптических иллюзий? (оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом, при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию, мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз)

— Ребята, скажите мы сможем самостоятельно сделать оптическую иллюзию?

Проектно-технологическая часть

Оптические иллюзии создаются за счёт цвета, контраста, формы, размера, шаблонов и перспективы и обманывают наш мозг. … Ваши глаза стремительно и практически незаметно двигаются из стороны в сторону, доставляя мозгу разрозненные картинки происходящего.

Просмотр видео «Обман зрения! Оптические иллюзии!»

Задание 1. Из трех представленных шаблон сделайте оптическую иллюзию, смонтируйте видеоролик.

Дополнительная информация