Земля-кормилица

3-4 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • раздаточный материал по технике безопасности;
  • одноразовые стаканы;
  • почва;
  • вода;
  • песок;
  • бумажная салфетка;
  • дождевые черви;
  • цветной картон;
  • клей;
  • ножницы;
  • пробирки;
  • штатив;
  • спиртовка
.земля-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс «От чего зависит богатый урожай»

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Что имеют в виду, когда говорят «плодородный»?

Видимо, содержащиеся вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов.

Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю вам изучить ее состав, провести некоторые опыты и наблюдения.


Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

Фронтальный диалог

— Ребята, какие знания нам понадобятся, чтобы узнать от чего зависит богатый урожай? (какое происхождение почвы; какой у нее состав и свойства, какой вред наносит бытовой мусор почве)

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1. «Происхождение почвы»

Кейс 2. «Состав и свойства почвы»

Информация для кейсов

почва2

Почва – верхний плодородный слой земли.

Образование почвы началось с появления на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. И их остатки под действием бактерий образуют перегной.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы — в растения, из растений — в тела животных и с остатками растений и животных — снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Каждый элемент почвы выполняет свою функцию.

Песок и глина служат основой почвы.

Воздух используют для дыхания корни растений и почвенные животные.

Минеральные соли вместе с водой всасываются корнями растений. Они дают растениям питание.

Минеральных солей в почве содержится совсем немного, и растения их постоянно расходуют. Запас солей пополняется благодаря перегною, который образуется из растительных и животных остатков. Его медленно превращают в минеральные соли почвенные бактерии.

Перегной придаёт почве тёмный цвет. Почвы с небольшим содержанием перегноя светлые, а богатые на перегной — тёмные.

Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Самая плодородная почва — чернозём.

В почве живут мелкие животные: мыши, кроты, медведки, дождевые черви, личинки насекомых. Они роют в почве ходы, рыхлят её, перетаскивают и измельчают разные остатки. Так они повышают плодородие почвы.

Фронтальный диалог

Ребята, скажите, как образовалась почва? (Образование почвы началось с появления на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. Растения и животные дают почве перегной)

Так из чего состоит почва?

(Почва состоит из объектов неживой и живой природы.

Объекты неживой природы:

глина;

песок;

перегной;

минеральные соли;

вода;

воздух

Объекты живой природы:

корни растений;

мелкие животные;

бактерии)

 А какое главное свойство почвы? (Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. В ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Это главное свойство почвы)

Кейс 3. «Время разложения бытового мусора»

время разложения

Фронтальный диалог

Ребята, скажите, какой мусор самый долгоразлагающийся в почве? (Это металлический и пластиковый мусор)

А есть ли у вас предложения, как можно снизить использование полиэтиленовых пакетов людьми? (Это использование многоразовых сумок и пакетов из других материалов)

Экспериментальное исследование

Опыт 1

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух. Воздух помогает корням растений дышать)
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

 

Опыт 2

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)

– Сделайте вывод. (В почве есть вода. Вода – вещество, необходимое для жизни растений)

 

Опыт 3

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная)
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина.
Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду)

Опыт 4

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах)
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной)

 

Опыт 5

– Давайте сделаем контейнер для червей из обрезанной пластиковой бутылки и насыпим в него землю, сделав посередине слой песка.
– Сверху положим дождевых червей и закрываем контейнер воздухопроницаемой крышкой.

— Понаблюдаем за какое количество времени черви в бутылке перемешают землю с песком до однородного состояния.

— Какой вывод можно сделать?(Этот эксперимент наглядно демонстрирует, какую пользу приносят дождевые черви)

 

Задача

Учёные подсчитали, что для образования почвы толщиной 5см требуется около 2 тысяч лет. Такой слой почвы очень тонок. Для нормального развития растений требуется слой толщиной не менее 50 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя?

Решение:

50:5 =10, 2000×10= 20000

Ответ: 20000 лет понадобится для образования слоя почвы толщиной 50см.

Так из чего состоит почва?

Чтобы ответить на этот вопрос точно, выполним проектно-технологическую часть.

Проектно-технологическая часть

Задание

С помощью цветного картона, клея, ножниц и фломастеров выполнить макет состава почвы. В котором будет: песок, глина, минеральные соли, вода, воздух, живые организмы и остатки живых организмов.

состав почвы

Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации макетов, объяснения последовательности работы.

Дополнительная информация