Проблемный кейс «От чего зависит богатый урожай» Почва – это верхний плодородный слой земли. Что имеют в виду, когда говорят «плодородный»? Видимо, содержащиеся вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю вам изучить ее состав, провести некоторые опыты и наблюдения. Инструкция для учителя. Фронтальный диалог — Ребята, какие знания нам понадобятся, чтобы узнать от чего зависит богатый урожай? (какое происхождение почвы; какой у нее состав и свойства, какой вред наносит бытовой мусор почве) Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным. Кейс 1. «Происхождение почвы» Кейс 2. «Состав и свойства почвы» Информация для кейсов Почва – верхний плодородный слой земли. Образование почвы началось с появления на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. И их остатки под действием бактерий образуют перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы — в растения, из растений — в тела животных и с остатками растений и животных — снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. Каждый элемент почвы выполняет свою функцию. Песок и глина служат основой почвы. Воздух используют для дыхания корни растений и почвенные животные. Минеральные соли вместе с водой всасываются корнями растений. Они дают растениям питание. Минеральных солей в почве содержится совсем немного, и растения их постоянно расходуют. Запас солей пополняется благодаря перегною, который образуется из растительных и животных остатков. Его медленно превращают в минеральные соли почвенные бактерии. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Почвы с небольшим содержанием перегноя светлые, а богатые на перегной — тёмные. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Самая плодородная почва — чернозём. В почве живут мелкие животные: мыши, кроты, медведки, дождевые черви, личинки насекомых. Они роют в почве ходы, рыхлят её, перетаскивают и измельчают разные остатки. Так они повышают плодородие почвы. Фронтальный диалог Ребята, скажите, как образовалась почва? (Образование почвы началось с появления на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. Растения и животные дают почве перегной) Так из чего состоит почва? (Почва состоит из объектов неживой и живой природы. Объекты неживой природы: глина; песок; перегной; минеральные соли; вода; воздух Объекты живой природы: корни растений; мелкие животные; бактерии) А какое главное свойство почвы? (Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. В ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Это главное свойство почвы) Кейс 3. «Время разложения бытового мусора» Фронтальный диалог Ребята, скажите, какой мусор самый долгоразлагающийся в почве? (Это металлический и пластиковый мусор) А есть ли у вас предложения, как можно снизить использование полиэтиленовых пакетов людьми? (Это использование многоразовых сумок и пакетов из других материалов) Опыт 1 – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку) Опыт 2 – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе) – Сделайте вывод. (В почве есть вода. Вода – вещество, необходимое для жизни растений) Опыт 3 – А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Опыт 4 – Следующий опыт вам продемонстрирую я. Опыт 5 – Давайте сделаем контейнер для червей из обрезанной пластиковой бутылки и насыпим в него землю, сделав посередине слой песка. — Понаблюдаем за какое количество времени черви в бутылке перемешают землю с песком до однородного состояния. — Какой вывод можно сделать?(Этот эксперимент наглядно демонстрирует, какую пользу приносят дождевые черви) Задача Учёные подсчитали, что для образования почвы толщиной 5см требуется около 2 тысяч лет. Такой слой почвы очень тонок. Для нормального развития растений требуется слой толщиной не менее 50 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя? Решение: 50:5 =10, 2000×10= 20000 Ответ: 20000 лет понадобится для образования слоя почвы толщиной 50см. Так из чего состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос точно, выполним проектно-технологическую часть. Задание С помощью цветного картона, клея, ножниц и фломастеров выполнить макет состава почвы. В котором будет: песок, глина, минеральные соли, вода, воздух, живые организмы и остатки живых организмов. Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации макетов, объяснения последовательности работы. Дополнительная информация3-4 класс. 1 год обучения
Что понадобится для занятия?
.
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух. Воздух помогает корням растений дышать)
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Какая стала вода? (Мутная)
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина. Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду)
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах)
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной)
– Сверху положим дождевых червей и закрываем контейнер воздухопроницаемой крышкой.