Ветер, ветер, ты могуч

3-4 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • раздаточный материал по технике безопасности;
  • 2 пластиковые бутылки;
  • металлическая шайба;
  • скотч;
  • вода;
  • ножницы;
  • квадраты картона 12*12 см;
  • деревянные шпажки;
  • клей карандаш;
  • кнопки;
  • термометр;
  • свеча
.ветер-small

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс «Нас сдувает при плохой погоде»

Последнее время очень похолодало… Когда идешь в школу тебя прямо сдувает с ног… А что такое ветер? Давайте разбираться!

Ветер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.

Он приносит с собой дождь или наоборот, разгоняет зависшие над городом тучи, возвращая голубое небо и хорошую погоду. Ветер у всех народов символизирует свободную натуру, неподвластную привязанностям и обязательствам.

 Он подчиняется только своим желаниям, непредсказуем и может оказаться как другом, так и врагом. Но что такое ветер на самом деле, как он возникает и можно ли его подчинить?


Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

Фронтальный диалог

— Ребята, какие знания нам понадобятся, чтобы узнать от чего зависит богатый урожай? (какое происхождение почвы; какой у нее состав и свойства, какой вред наносит бытовой мусор почве)

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

 

Кейс 1. «Образование и характеристики ветра»

Кейс 2. «Виды и значение ветра»

Информация для кейсов

Просмотр видео

 

Фронтальный диалог

Ребята, скажите, как образуется ветер? (Суша прогревается в течение дня лучше, чем водное пространство, зато вода лучше удерживает тепловую энергию. Все это приводит к тому, что атмосферный воздух, который нагревается в основном от поверхности планеты, в одних местах оказывается более теплым, чем в других. Нагретый воздух устремляется вверх, создавая разреженное пространство, на его место устремляется более холодный воздух из соседней зоны.
Сталкиваясь друг с другом, теплые и холодные воздушные потоки порой образуют шквалы, вихри и даже смерчи. Эти процессы идут над всей поверхностью планеты, которая при взгляде сверху напоминает бурлящий котел, где сталкиваются и кружатся в различных направлениях воздушные течения, увлекая за собой белую пену облаков.)

А какие бывают характеристики ветра? (Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Направление движения воздуха определяется взаимодействием нескольких сил. Направление ветра в метеорологии определяется той стороной горизонта, откуда он дует.
Сила ветра (иначе говоря, скорость), зависит от высоты, на которой дует ветер, и от атмосферного давления. Чем больше разница температур между воздушными массами, тем сильнее ветер. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или баллах (1 балл равен 2 м/с). Средняя многолетняя скорость ветра у земной поверхности – 4-9 м/с. Ветер скоростью 5-8 м/с считается умеренным, выше 14 м/с – сильным, выше 20-25 м/с – штормом, выше 30-35 м/с – ураганом.
Скорость ветра отличается большим непостоянством: она изменяется не только за продолжительное время, но и за короткие промежутки времени (в течение часа, минуты и даже секунды) на большую величину.

Какие виды ветра существуют? (Пассаты, муссоны, бора, бриз, торнадо, ураган, суховей, зефир, шквал)

А какое значение ветра? (Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.

Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая отложения, которые формируют различные виды грунтов или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Велико эстетическое значение ветра. Ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие.

 

Ветер заставлял работать ветряные мельницы. Существует мнение, что еще до нашей эры в Китае была изобретена ветряная мельница. Но подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.)

Экспериментальное исследование

Опыт 1

Но как быть, если посмотреть на смерч все-таки хочется? Давайте попробуем сделать маленький смерч в классе.

смерч1

—  В одну из бутылок доверху наливаем воду. Закрываем ее горлышко шайбой.

— Сверху на шайбу ставим перевернутую вторую бутылку. Закрепляем бутылки в таком положении, обмотав горлышки скотчем. Обматывайте тщательно, — место стыка не должно пропускать воду. Наша установка для демонстрации смерча готова!

— Теперь надо перевернуть ее так, чтобы бутылка с водой была наверху. И когда вода начнет вытекать в нижнюю бутылку, необходимо сделать несколько вращательных движений установкой так, чтобы вода в ней закружилась.

смерч2

— Вывод: в нашем опыте происходит то же самое, что и в настоящем смерче. Когда вода из верхней бутылки начинает перетекать вниз, то вверху образуется пустота (там нет ничего — ни воды, ни воздуха) — появляется область низкого давления. А в нижней бутылке образуется область высокого давления: ведь вода заполняет ее объем, заставляя воздух, который был там раньше, сжиматься. Этот воздух с трудом прорывается наверх в виде редких пузырей (ведь дырочка шайбы очень узкая, и всю ее занимает поток воды, льющийся вниз). Если же мы чуть закрутим воду, то воздух из нижней бутылки устремиться вверх ровным быстрым потоком внутри водяной струи.  И мы наблюдаем маленький смерч.

 

Опыт 2

— Приоткрыть ненадолго окно и с помощью термометра определить температуру воздуха на полу и на шкафу.

— Сделать вывод, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается

 

Опыт 3

– Приоткрыть входную дверь и опустить на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь кабинета.

— Затем свечу медленно поднимать вверх. Пламя отклонится в сторону коридора.

— Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.

 

Задача

Представьте, что вам нужно пару раз по работе слетать из Москвы во Владивосток и вернуться назад. Первый раз вы летите туда и обратно при полном штиле, без ветра. А второй раз, при точно таком же перелёте в оба конца, постоянно дует западный ветер одинаковой силы: туда попутный, а обратно — лобовой. Как изменится общее время полёта во втором случае: уменьшится, увеличится или останется таким же, как в первом случае?

Скорость самолёта 800 километров в час. Западный ветер пусть дует со скоростью 100 километров в час. Расстояние от Москвы до Владивостока по воздуху — 6400 километров.

 Решение:

6400/800 + 6400/800 = 16 часов – время перелета без ветра

6400/900 + 6400/700 = 16,25 часов — время перелета с ветром

Ответ: Получается, что постоянный ветер увеличивает общее время полёта, и чем сильнее ветер — тем больше времени займёт полёт.

Проектно-технологическая часть

Задание

С помощью цветного картона, клея, ножниц, деревянной шпажки и кнопки выполните вертушку.

вертушка
Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации вертушек, объяснения последовательности работы.

Дополнительная информация