Если перечитать и пересмотреть всю фантастику прошлого века, то можно немало удивиться тому, сколько изобретений и технологий перечислено в книгах. Иногда даже складывается впечатление, что именно писатели фантастического жанра подкидывали идеи ученым и инженерам.
Задание.
— Прочитайте высказывания писателей – фантастов и соедините стрелками с изобретением, которое они предсказали.
Герберт Уэлс «Когда спящий проснётся»
«…Двое незнакомцев повиновались и, взглянув в последний раз на Грэхэма, повернулись уходить, но, вместо того чтобы выйти под арку, направились к противоположной стене. Затем произошло нечто странное: часть, по-видимому, совершенно глухой стены с треском раздвинулась и, свиваясь наподобие жалюзи, поднялась вверх и опустилась за ушедшими….»
Евгений Велтистов «Приключения Электроника»
«….Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит. Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик….»
Артур Кларк «Солнечные паруса»
«…Парившему в невесомости у перископа Мертону казалось, что парус застилает все небо. … Вещь столь огромная и в то же время столь хрупкая не умещалась в мозгу. Еще труднее было представить, как это хрупкое зеркало лишь благодаря давлению падающего на него солнечного света способно отбуксировать их за пределы земного притяжения…..»
.
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
«…Милдред смотрела, как подрумяненные ломтики ложатся на тарелку. Уши ее были плотно заткнуты гудящими электронными пчелами…. За десять лет знакомства с радиовтулками «Ракушка» Милдред научилась читать по губам….»
.
— Догадайтесь, что описал Жюль Верн в романе «20000 лье под водой»?
…Длинный веретенообразный предмет. Он был неподвижен и окутан безмолвием. Свет, источаемый им, струился с боков, словно из жерл двух печей, накаленных добела. Этот аппарат, напоминавший огромного кита, был длиной приблизительно в двести пятьдесят футов (76,3 м) и возвышался на десять-двенадцать футов над уровнем воды (3,05 — 3,66 м)…
— Подводная лодка!
— Зачем людям необходима подводная лодка, ваши предположения?
— Может ли человек без дополнительных приспособлений находиться под водой?
Отчего бы мультик не посмотреть?
Какая самая важная составляющая воздуха нам необходима?
Интегрированный поиск информации
Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией
Кейс 1. «Воздух смесь газов»
— Я понял, почему воздух так называется. Мы его «воздыхаем», то есть дышим им!
— А я вот немного запутался. Воздух — это тело, вещество или молекула? Воздух — это тело, состоящее из нескольких газообразных веществ. Это смесь газов. Не существует молекулы под названием «воздух». В воздухе есть молекулы азота, молекулы кислорода, молекулы углекислого газа, молекулы воды (водяного пара) и другие.
В воздухе могут присутствовать и твёрдые вещества — частички дыма, пыли, соли и живые организмы — микробы. Больше всего в воздухе азота и кислорода.
Ещё 250 лет назад не было известно о том, что воздух — смесь веществ. Учёные провели много экспериментов. Они научились выделять из воздуха отдельные газы, изучили их свойства. Так они узнали, что самый важный для жизни газ — кислород: он нужен для дыхания.
Опыт 1. Ищем кислород
Кислород используют для дыхания люди, растения, животные, грибы, многие микробы. Обитатели водоёмов дышат кислородом, растворённым в воде.
И для горения тоже нужен кислород. Если горящую свечу накрыть банкой, то свеча некоторое время будет гореть, а потом погаснет. Подумай, почему?
И при горении, и при дыхании выделяется углекислый газ,
а расходуется кислород.
— Я думаю, что огонь израсходовал весь кислород в банке, а без кислорода свеча не горит.
— Значит, нет кислорода — нет и огня?
— Я понял, как это используют пожарные! А ты понимаешь? Только мне неясно, огонь тоже отдаёт углекислый газ, когда забирает кислород?
Сформулируй правила безопасного поведения во время пожара.
— Окна не следует открывать. Приток воздуха лишь усугубит ситуацию.
— Если не в силах ликвидировать огонь, а уровень дыма в помещении становится критическим, нужно покинь квартиру и закрыть дверь.
Откуда кислород появляется в воздухе?
Просмотр фильма «Откуда берется кислород на Земле?»
Заполни схему фотосинтеза.
Кейс 2. «История появления акваланга»
История изобретений. Акваланг
Задание 1.
Расположи картинки по мере появления изобретений.
Кейс 3. «Воздух – защитник»
Задание 1. Работа с фотографией 1
— Как вы назовёте профессию человека на фото?
Альпинист.
— Почему он тоже надевает кислородный баллон?
— На большой высоте воздух становится более разреженным. Как говорят учёные, уменьшается его плотность. Там, где кончается атмосфера, начинается безвоздушное пространство — космос. Дышать там нечем.
Там, где кончается атмосфера, начинается безвоздушное пространство — космос. Дышать там нечем. В космосе есть очень опасные лучи-невидимки, которые губят все живые организмы.
Атмосфера пропускает солнечные лучи, но ослабляет их силу. Земля нагревается, и вот уже атмосфера не даёт теплу уйти обратно в космическое пространство. Воздушная оболочка не даёт Земле сильно нагреваться или сильно охлаждаться до той температуры, при которой всё живое гибнет
Задание 2. С помощью фотографий ответьте на вопросы
-Какое время года изображено?
— Почему животным не нужна дополнительная одежда от холода?
— Как мех им помогает?
Между густыми волосками, как между снежинками, задерживается много воздуха, и тепло тела сохраняется. Когда звери укладываются спать на снегу, они укрывают нос и лапы пышными хвостами. У многих животных зимой даже на лапах отрастает густая шерсть или пух, как варежки.
Кейс 3. «Воздух – защитник»
Кейс 4. «Теплозащитные свойства воздуха»
Задание 1. Расскажи: какая одежда хорошо сохраняет тепло? Объясни, почему?
Задание 2. Изобретатели придумали новые строительные материалы. Они прочные, но в них много воздуха, поэтому они лёгкие и защищают от холода. Расскажи по рисунку об этих материалах.
—Почему двойные и тройные стёкла оконных рам хорошо сохраняют тепло? Расскажи: как в таком современном доме экономится энергия?
Экспериментальное исследование
Рассмотри схему строения акваланга.
Выполни расчёт.
Баллона объёмом 15 литров хватает на 50 минут погружения. Какой объём воздуха необходим для погружения на 2 часа30 минут?
Проектно-технологическая часть
Сделаем акваланг из двух пластиковых бутылок, трубки и двух ремешков. Бутылки и ремешки скрепим скотчем, трубку воткнем в крышку бутылки, прорезав в ней дырку. В дне бутылки, куда вставляется трубка, надо сделать шилом много-много дырочек, чтобы через трубку было легко дышать.