Покорители космоса

3-4 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • рассказ В. Драгунского «Удивительный день»,
  • наборы карточек для выполнения заданий,
  • конструктор Lego WeDo
.

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс 1. «Мы все мечтаем стать космонавтами»

— Рассмотрите иллюстрации, из какого они произведения?

(В. Драгунский «Удивительный день»)

— О чём мечтали ребята?

— Почему ребятам не удалось построить настоящую ракету?

А что нужно, чтобы покорить космос?

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  •  1.Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

Фронтальный диалог.

— Ребята, как вы думаете, что необходимо, что бы стать космонавтом? (быть физически и психологически подготовленным, знать техническое устройство корабля, иметь )

 — Как человек смог полететь в космос? (Были созданы необходимые устройства которые постепенно доказали, что полёт возможен, проводились специальные эксперименты и испытания)

  • Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1. «Типы космических аппаратов»

Рассмотрите схему.

Прочитайте о самых известных космических аппаратах на карточках. Определите аппарат в нужную категорию.

Кейс 2. Работа с текстом «Животные, которые летали в космос»

Прочитайте текст о полётах животных в космос и выполните задания.

19 августа 1960 года в СССР запущен космический корабль «Спутник-5» с живым грузом на борту — собаками Белкой и Стрелкой, 40 мышами и двумя крысами. После этого собаки Белка и Стрелка стали одними из первых животных, совершившими орбитальный космический полёт и вернувшимися на Землю невредимыми.

Задание 1. Восстанови последовательность полётов животных в космос.

Кейс 3. «Полёт человека в космос»

Просмотр видеофильма «Эволюция пилотируемых космических  аппаратов».

Задание 1. Определи, кто изображён на фотографии.

Вспомните, что вы знаете о космонавтах. Выполните задание.

Юрий Гагарин – первый человек в космосе.

Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.

Алексей Леонов – первый выход в открытый космос.

Герман Титов – первый суточный полёт на космическом корабле.

Светлана Савицкая – первая женщина – космонавт вышедшая в открытый космос.

Георгий Гречко – три космических полёта.

Просмотр видео «Экскурсия на МКС»

Расскажите, как живут космонавты на МКС.

Экспериментальное исследование

Разберемся как можно создать устройства способные передвигаться по Луне Марсу и Венере.

Чем необходимо снабдить эти аппараты?

(фото и видео камера, солнечные батареи, двигатели)

Учёные нашли способ, как устроить передвижение этих аппаратов.
Они использовали много механизмов, в числе которых наиболее часто применяется зубчатая передача.

Рассмотрим зубчатый механизм.

Этот механизм называется зубчатая передача. Посмотрите, как он устроен, почему двигается и останавливается.

Анимация зубчатой передачи:

catia

  • Рассмотрите конструкцию зубчатого механизма. Вы видите, что есть два зубчатых колеса: одно из них ведущее, то что передает движение, а другое ведомое. Подпишите на рисунке составные части своего механизма, укажите где ведомое зубчатое колесо, где ведущее.

  • Каким образом передается движении с ведущего зубчатого колеса на ведомое? Без изменений или с изменениями? Чтобы это выяснить на каждом зубчатом колесе сделаем маркером или карандашом метку, как показано на рисунке выше.
  • Посчитаем число оборотов зубчатых колес в минуту у ведущего колеса и у ведомого колеса. В группах распределите роли, кто будет равномерно вращать ручку, кто следить за временем по секундомеру, а кто будет считать число оборотов. Повторите опыт 3 раза. Результаты эксперимента запишите в таблицу:

  Ведущая звездочка Ведомая звездочка Отношение

(округлите до целых)

Число оборотов за 1 минуту n1= n2= n1 : n2 =
Число зубьев z1= z2= z2 : z1 =

  • Сделайте вывод.

Мы получили, что отношение числа оборотов в минуту ведущей звездочки к ведомой примерно равно отношению числа зубьев ведомой звездочки к ведущей. И это отношение называется передаточное число (обозначим его буквой u). Это число характеризует во сколько раз передача увеличивает (u>1) или уменьшает скорость (u<1).

Проектно-технологическая часть

Зубчатая  передача применяется в самых разных машинах.

Задание 3.  Соберите модель лунохода, в котором применяется зубчатая передача.

Демонстрация получившейся модели. Объяснение работы зубчатой передачи.