Задание 1. Посмотрите на картинки и скажите, как эти картинки связаны, что их объединяет?
Наблюдая за внешними признаками животных, человек создал различные изобретения.
— Что мог взять человек у рыбы?
– Как вы думаете, что нам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
— Строение рыб.
— Почему рыбы плавают?
— Какое изобретение придумал человек, благодаря рыбе?
Интегрированный поиск информации
Практическая работа в группах.
Деление на команды для работы в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут).
Задание 2. Возьмите конверты, прочитайте текст и соберите макет (дети читают текст и собирают пазл – рыбы или макет).
Каждая группа защищает свой макет рыбы, в ходе их выступления выясняется, что у каждой группы в комплекте отсутствует какая- то деталь (у одной группы отсутствует хвост рыбы, у другой плавники, у третей пузырь, у четвёртой жабры и жаберные крышки).
Фронтальный диалог.
— Ребята, скажите, все ли детали вы использовали?
— Какие части у вас отсутствуют? (хвост, плавники, жабры, пузырь)
— Предположите, сможет ли рыба плыть без этой части?
(Дети делают вывод, за что отвечает каждый орган рыбы.)
(Хвост и плавники играют роль рулевого механизма, жабры помогают рыбе дышать под водой, пузырь, наполненный воздухом, помогает погружаться на дно и всплывать. Само тело рыбы имеет обтекаемую форму, чтобы было меньше сопротивление воде.)
Экспериментальное исследование
Наблюдение за плавающей рыбой.
Чтобы убедится в этом, предлагаю вам прямо сейчас понаблюдать за рыбой. (учитель достает аквариум с настоящими рыбками и ставит детям на стол)
Опыт
Оборудование: ёмкость с водой, плотный не надутый шарик, шарик (надутый), нитки, болты, гайки, бумажные салфетки.
Ход эксперимента: в емкость с водой опускаем плотный шарик. Он тонет. Кладём маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
– Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)
– Почему он не всплывает?
Вывод:
Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
— Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Задание 3. Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, построив диаграмму.
Ребята, вы только что узнали, что помогает рыбе плавать. Как вы думаете, какие рыбы плавают быстрее?
Название рыб
Длина туловища
Скорость
Лещ
15-20см
3,5 км/ч
Форель
50-60см
8 км/ч
Щука
80см
10 км/ч
Рыба-меч
3м
70 км/ч
Тунец
3м- 3, 5 м
75 км/ч
Парусник
3,5 – 4 м
110 км/ч
Вывод: Чем длиннее тело рыбы, тем большую скорость при плавании она достигает.
Проектно-технологическая часть
Давайте вернёмся к началу урока, чему научился человек, наблюдая за рыбой, как она научила человека преодолевать водное пространство?