Почему плавают рыбы?

3-4 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • карточки для заданий,
  • схема строения рыбы или макет,
  • аквариум с рыбками (необязательно),
  • ёмкость с водой,
  • плотный не надутый шарик,
  • шарик (надутый),
  • нитки, болты, гайки,
  • бумажные салфетки,
  • картонная рыбка,
  • масло,
  • пипетка.
.

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Говорят, что человек многому учится у природы.

Задание 1. Посмотрите на картинки и скажите, как эти картинки связаны, что их объединяет?

Наблюдая за внешними признаками животных, человек создал различные изобретения.

— Что мог взять человек у рыбы?

– Как вы думаете, что нам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

— Строение рыб.

— Почему рыбы плавают?

— Какое изобретение придумал человек, благодаря рыбе?

Интегрированный поиск информации

Практическая работа в группах.

Деление на команды для работы в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 5 минут).

 

Задание 2. Возьмите конверты, прочитайте текст и соберите макет (дети читают текст и собирают  пазл – рыбы или макет).

Каждая группа  защищает свой макет рыбы,  в ходе  их выступления  выясняется, что у каждой группы  в комплекте отсутствует какая- то деталь (у одной группы отсутствует хвост рыбы, у другой плавники, у третей пузырь, у четвёртой жабры и жаберные крышки).

Фронтальный диалог.

Ребята, скажите, все ли детали вы использовали?

— Какие части у вас отсутствуют? (хвост, плавники, жабры, пузырь)

 — Предположите, сможет ли рыба плыть без этой части?

(Дети делают вывод, за что отвечает каждый орган рыбы.)

(Хвост и плавники играют роль рулевого механизма, жабры помогают рыбе дышать под водой, пузырь, наполненный воздухом, помогает погружаться на дно и всплывать. Само тело рыбы имеет обтекаемую форму, чтобы было меньше сопротивление воде.)

Экспериментальное исследование

Наблюдение за плавающей рыбой.

Чтобы убедится в этом, предлагаю вам прямо сейчас понаблюдать за рыбой. (учитель достает аквариум с настоящими рыбками и ставит детям на стол)

Опыт

Оборудование: ёмкость с водой, плотный не надутый шарик, шарик (надутый), нитки, болты, гайки, бумажные салфетки.

Ход эксперимента: в емкость с водой опускаем плотный шарик. Он тонет. Кладём маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

– Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

– Почему он не всплывает?

 

Вывод:

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

— Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

 Задание 3. Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, построив диаграмму.

Ребята, вы только что узнали, что помогает рыбе плавать. Как вы думаете, какие рыбы плавают быстрее?

Название рыб Длина туловища Скорость
Лещ 15-20см 3,5 км/ч
Форель 50-60см 8 км/ч
Щука 80см 10 км/ч
Рыба-меч 70 км/ч
Тунец 3м- 3, 5 м 75 км/ч
Парусник 3,5 – 4  м 110 км/ч

Вывод: Чем длиннее тело рыбы, тем большую скорость при плавании она достигает.

Проектно-технологическая часть

Давайте вернёмся к началу урока, чему научился человек, наблюдая за рыбой, как она научила человека преодолевать водное пространство?

– рулевое весло — верно (выполняет функцию хвоста рыбы).

Как вы думаете, что происходит, когда рулевое весло так движется?

– лодка или катер будут поворачивать.

Просмотр фильма

Предлагаю вам посмотреть фильм. О каком изобретении шла речь?

Изготовление плавающей рыбки.