Кругом вода

3-4 класс. 1 год обучения

Что понадобится для занятия?

  • вода
  • бумажная цветная тарелка
  • пробирка
  • соль
  • песок
  • салфетка
  • мел
  • растительное масло
  • ножницы
  • цветной картон
  • клей карандаш
  • фломастеры
.

Проблемно-ориентированная жизненная ситуация

Проблемный кейс 1 «Как помочь Капельке воды?»

Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Кажется, что проще воды ничего не бывает. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы любуемся её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков.  Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле: сам человек на 3/4 состоит из воды; воду мы пьём; водой мы моемся; на воде готовим пищу; используем её в системе отопления; на основе воды изготавливаются множество необходимых для человека веществ (кремы, шампуни).

Но, как ни странно, о воде, веществе таком привычном и знакомом, мы знаем далеко не все. Вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о свойствах воды, некоторые из которых настолько любопытны, что порой все еще не поддаются объяснению.

Интегрированный поиск информации

Инструкция для учителя.

  • Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

 Фронтальный диалог

 — Ребята, какую еще информацию о воде надо узнать, чтобы ценить и беречь воду? (какое значение вода имеет для человека, что такое круговорот воды в природе)

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 15 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1 «Значение воды для человека»

Информация для кейса

Вода – одно из самых удивительных веществ в природе.
Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидро” – вода, “сфера” – шар). Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

вода дорога

Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.

вода кормит

Вода “добываетэлектрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

вода энергия

В химии вода – растворитель; один из составных частей некоторых химических реакций. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов.

вода растворяет

В медицине вода – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.

В сельском хозяйстве вода – «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных, участник процесса фотосинтеза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.
В быту вода – средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи. Вода моет всех людей, машины, дороги.

вода моет

Норма водопотребления на одного человека существенно отличается по отдельным городам. Вспомним о приблизительно 6 миллиардах человек, населяющих планету Земля, и нам станет ясно, почему время от времени возникают разговоры о все возрастающих проблемах с питьевой водой даже в регионах планеты, где очень много воды.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Всем растениям и животным жизненно необходима вода. Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

воды живым

Фронтальный диалог

— Ребята, скажите, какое значение оказывает вода для человека?

Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

Вода – это самая большая и удобная дорога.

Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.

Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

В сельском хозяйстве вода – «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных.

В быту вода – средство санитарии и гигиены

Кейс 2 «Круговорот воды в природе»

Просмотр видео

Фронтальный диалог

— Какое состояние может принимать вода?

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лед, а при нагревании превращается из жидкости в пар.

 — Как происходит круговорот воды в природе?

Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды – Мировой океан. Почти четверть всей солнечной энергии расходуется на испарение воды с поверхности водоемов. Около 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков снова в Мировой океан, а 1/3 приходится на сушу. Эта вода пополняет ледники, реки и озера. В свою очередь, поверхностные воды снова стекают в моря и океаны.

 Вода, увлажняющая почву, всасывается корнями растений. Вместе с водой растения получают растворенные в ней питательные вещества. В растениях вода поднимается по стеблям и в виде пара поступает в атмосферу через листья, и все повторяется снова.

Вода испаряется с океана и образуются облака. Облака с помощью ветра сталкиваются и появляются осадки в виде дождя. Все осадки просачиваются через землю и возвращаются опять в море.

Экспериментальное исследование

Давайте сделаем несколько экспериментов, показывающих, какие свойства есть у воды.

  • Свойство прозрачности воды можно доказать, положив картинку в тарелку с водой. Мы легко увидим через воду изображение на картинке. Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.

  • Чистая вода не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться в этом.
  • Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать смесь поваренной соли и песка (или сахара и песка), залить небольшим количеством воды, то можно наблюдать растворение соли (сахара) и нерастворимость песка. Именно поэтому невозможно встретить в природе «чистую» воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.
  • Воду можно очистить с помощью фильтра. Если положить в воронку бумажную салфетку или вату и пропустить через нее воду, в которой растворен мел, то можно увидеть, что вода стала более чистой. Если сделать это еще несколько раз, вода станет совсем прозрачной.

  • Но вода способна растворить не все вещества. Если влить в пробирку с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.
  • Сделайте вывод

Оказывается, что вода – это прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая запаха, способная растворять многие вещества.

  • Задача

Можно определить объем капли с помощью стакана с водой, мензурки и пипетки.

Мензурка – это стакан с делениями. Пипеткой берем воду из стакана и капаем в мензурку. При этом считаем капли. Как только уровень дойдет до первого деления, получаем объем V.

N – это количество капель.

Делим V/N = V1 — объем одной капли

Проектно-технологическая часть

Задание

Давайте попробуем выполнить Круговорот воды в природе своими руками из цветного картона.

  • Распределяем между друг другом изготовление основных природных объектов, участвующих в Круговороте воды.
  • Рисуем и вырезаем их из цветного картона.
  • Соединяем получившиеся детали на общий макет.

круговорт воды сами

Групповые отчеты по результатам работы. Демонстрации макета, объяснения последовательности работы.

Дополнительная информация